Разделение школьных классов на мужские и женские — мода, которая скоро пройдет, или тенденция, за которой будущее?
Амурская область, похоже, становится застрельщиком новой (хорошо забытой старой) формы школьного обучения — когда мальчики и девочки учатся раздельно. Эксперимент одного класса школы в городе Свободном уже подхватили 18 новых классов.
Мода ли это такая среди педагогов и родителей, или в раздельном обучении есть рациональное зерно? Ведь в СССР существовали мужские и женские школы, но после смерти Сталина от разделения отказались.
Явление природы
Идея разделить обучение по гендерному признаку совершенно не экзотическая, и она никогда не умирала, несмотря на то, что в течение десятилетий в советских, а затем российских школах было принято смешанное обучение, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
«Отказ от раздельного обучения в СССР, во всяком случае, вообще изначально был продиктован не практическими, а идеологическими причинами. Партия ставила целью стирание в обществе всяких различий, от социальных до половых. „Нерушимое единство советского народа“ не должно было размываться даже на гендерном уровне», — сказал он «Ридусу».
Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова „мужская“ и „женская“. Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях
Постановление Народного Комиссариата Просвещения, 31 мая 1918 года
При этом от раздельного обучения в школах до конца так никогда полностью не отказались, хотя здесь были нелогичности и парадоксы, когда гендерные роли выворачивались наизнанку.
Например, уроки труда так и проводились для мальчиков и девочек по отдельности, хотя идеологема «нет труда мужского или женского» проводилась как на официальном уровне, так и на практике: женщины в оранжевых жилетах успешно клали асфальт (что Евгений Евтушенко образно назвал «апельсинами нашего позора»), а мужчины неплохо трудились в швейных цехах (варганя такие подделки джинсов Levy’s, что сам Леви Страусс не отличил бы от своих).
Но при этом на уроках физкультуры мальчики и девочки вместе бегали стометровки, кувыркались через голову и даже играли в футбол (кто сам не помнит, почитайте повесть Аркадия Минчковского «Футбол с девчонками»). Это при том, что в спорте официально соревнования проводятся отдельно среди мужчин и женщин.
Вратарем у них была Клавка. Здоровая девчонка. Выше меня. Она все мячи брала. Наш нападающий Валера идет раз через поле, тут ему под ноги мячик. Валера слегка разбежался и послал в правый верхний угол. Так эта Клава прыгнула и отбила кулаком. Валерка даже пожалел, что поддал слегка
А. Минчковский «Футбол с девчонками»
В раздельном обучении нет ничего идеологического, это вопрос чистой физиологии, утверждает Ткаченко. Ведь одним из аргументов в пользу восстановления раздельного обучения в 1943 году как раз и стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков.
Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина, ввести с 1 сентября 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек всех неполных средних и средних школ, для чего организовать отдельные мужские и женские школы
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, 31 мая 1943 года
Не виноватая я
«В Англии, где раздельное обучение — норма, даже температура воздуха в классах для мальчиков на несколько градусов ниже, чем в классах для девочек. Дело в том, что когда в помещении слишком тепло, мальчики начинают дремать, у них снижается внимание. А в прохладных классах девочки мерзнут. Ну разный метаболизм у мужского и женского организма, при чем тут идеология?» — говорит он.
Франко-канадский же психолог Жо Годфруа, напротив, убежденно утверждает, что разделение половых ролей в школьном возрасте носит не психофизиологический, а сугубо социальный характер, и в качестве доказательства приводит результаты соревнований между командами юношей и девушек… по футболу!
С 1 сентября 1954 года в советских школах раздельное обучение детей и подростков (за исключением уроков труда) было снова ликвидировано. Сколько раз еще будет качаться этот маятник, неизвестно. Потому что обе формы обучения, и смешанная, и раздельная, имеют право на существование.
Какую выбрать, должны решать сами родители школьников. Тем более, как говорит Ткаченко, для этого пока не требуется никаких решений вышестоящих инстанций и каждая школа вправе сама выбирать, как рассаживать мальчиков и девочек.
ridus.ru/news/260182
В российские школы хотят вернуть раздельное обучение: мальчики - налево, девочки - направо
БОГАТЫРИ И ПРИНЦЕССЫ
В 760-й московской школе идею раздельного обучения воплощают в жизнь уже давно. Каждый год набирают три первых класса - мужской, женский и смешанный.
- При формировании классов обязательно учитываем мнение родителей, - рассказывает заместитель директора 760-й школы Владимир Гармаш. - Вся параллель учится в одном и том же здании, поэтому дети все равно общаются на переменах и внеклассных мероприятиях. Особых минусов у такого метода обучения я не вижу, а проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения.
Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков - правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному.
- Идеологи российских раздельных школ часто сами себе противоречат, - считает Любовь Штылева, заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института социальной педагогики РАО. - Например, в Красноярске есть Мариинская женская гимназия, где, по словам организаторов, из девочек готовят «образованных деловых дам, духовно богатых женщин, любящих матерей, преданных жен и умелых хозяек». Как это все соотносится с правом девочек на равное образование и равное к себе отношение - непонятно.
И правда, современная девочка может стать как умелой хозяйкой, так и успешным ядерным физиком. А то и тем, и другим одновременно. Вот только шансы на второй исход дела при таком вот раздельном обучении у нее будут невелики.
НА ТРЕХ ДЕВЧОНОК, ПО СТАТИСТИКЕ, 20 РЕБЯТ
В 34-й школе города Каменск-Уральский ситуация совершенно другая. Там раздельное образование вводить и не планировали! Ровно до тех пор, пока в первый класс к одной из учительниц не записались 22 мальчика и лишь 3 девочки. Переводить мальчишек к другим педагогам родители наотрез отказались. Администрации пришлось открыть отдельно мужской и женский классы, а педагогам - осваивать методики гендерного обучения.
- Мальчики, конечно, активнее, чем девочки, - делятся впечатлениями учителя. - Но если сравнивать с общими классами, то у мальчиков лучше дисциплина, и они спокойнее реагируют на замечания педагога. В смешанных классах они могут иногда препираться, чтобы покрасоваться перед девочками.
Этот эксперимент решено продлить. Но вот родители следующего поколения первоклассников рассаживать мальчиков и девочек по разным кабинетам отказались - мол, пусть лучше сразу учатся общаться с представителями другого пола.
МАТЕМАТИКА НЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН?
С научной точки зрения, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно. Например, многие крупные международные исследования показывают, что во многих странах (в том числе и в России) мальчики лучше девочек справляются с математикой. Причем если в начальных классах разница между ними не так высока, то к старшим классам она увеличивается. То есть в теории математику для мальчиков и девочек хорошо бы преподавать отдельно, с учетом этой особенности.
Проблема в том, что исследователи до сих пор не установили, почему так происходит. То ли у девочек и правда по-другому устроено мышление! То ли сказываются стереотипы учителей и общества, что домоведение девочкам полезней математики.
- Между мальчиками и девочками нет такой жесткой разницы, - убеждена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. - Экспериментаторы судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. А индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.
В общем, пока про раздельное обучение больше споров, чем объективной пользы. Выделить какие-то плюсы и минусы сложно - мы не знаем, как бы учились в совместном классе те же самые дети, что сейчас сидят по разным кабинетам. Так что вполне возможно, все заслуги и недостатки стоит приписать самим детям, а не раздельному обучению.
СПРАВКА «КП»
Дореволюционные школы в России были раздельными - девочек готовили на роль хранительниц очага, а из мальчиков воспитывали защитников и кормильцев. Однако в 1918 году оказалось, что революционер - понятие внегендерное, и по указу Ленина школы начали учить мальчиков и девочек вместе.
Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда снова стали появляться женские и мужские классы. Историки связывают это с тем, что после войны деление на хранительниц очага и защитников снова стало актуально. Впрочем, ресурсы на то, чтобы учить мальчиков и девочек отдельно, были далеко не везде - не хватало ни зданий, ни учителей. И уже к началу 1950-х годов стало понятно, что из этой идеи ничего не выйдет. Поэтому с 1 сентября 1954 года раздельное школьное образование в СССР ликвидировали.
КСТАТИ
Одним из идеологов раздельного обучения еще в 90-е годы стал доктор медицинских наук Владимир Базарный. Помимо отдельных классов для мальчиков и девочек, его методика включает много других аспектов. Например, во время уроков ученики не сидят за партами, а стоят за специальными конторками. Как уверяют приверженцы метода, такая поза меньше вредит детскому здоровью. А для письма дети используют перьевые ручки и чернила.
P. S. Послушать сторонников раздельного обучения - так идея рассадить мальчиков и девочек по разным кабинетам просто панацея для всего нашего образования. Но по факту оценки у детей в раздельных классах ничуть не лучше, чем у остальных. Ни одна из школ с раздельным обучением не входит в рейтинги лучших.
В науке такое явление называется хоторнским эффектом. В конце 20-х годов на заводе города Хоторн (США) провели эксперимент и посмотрели, как освещение связано с производительностью труда. Стоило вкрутить лампочки поярче, как она скакнула чуть ли не вдвое! Вот только и на другой половине завода, где освещение осталось прежним, производительность тоже выросла. Оказалось, дело-то вовсе не в лампочках! А в том, что работницы чувствовали, что вокруг них что-то происходит, на них постоянно смотрят и оценивают, что происходит что-то важное. Вот и старались больше...
Что-то подобное происходит и с раздельным обучением. Дело не в том, что мальчики и девочки учатся раздельно, а в том, что таким классам изначально уделяется больше внимания. Для таких классов отбираются особые, более талантливые учителя - да с ними и в обычном бы классе дети стали учиться лучше.
Но задача школы - не только учить ребенка, но и помочь ему адаптироваться в большом мире. И в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок - вне зависимости от того, у кого что там с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.
ВОПРОС ДНЯ
Надо ли вводить раздельные классы для мальчиков и девочек?
Александр ДРУЗЬ, магистр игры «Что? Где? Когда?»:
- Я категорически против. Дети дичают, когда учатся раздельно. У них начинаются перекосы: девочки общаются только с девочками, мальчики - с мальчиками, а потом - проблемы в общении.
Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:
- Школа - не только обучение, но и воспитание, а оно без женщин невозможно. Защита девочек, оберегание их… У меня отец, который после войны учился в раздельной школе, говорил, что это плохо...
Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2014»:
- Я за раздельное обучение. Но с оговорками. Мне нравится английская система, когда мальчики и девочки в младшей школе учатся вместе, в средней их разводят в разные классы, а в старшей снова соединяют.
Олег СМОЛИН, депутат Госдумы:
- Если это отдельные гражданские учебные заведения, то я скорее против. Если это по системе Базарного (медика и педагога, создавшего систему «здорового образования»), где часть занятий проводится совместно, а некоторые, физкультура, например, раздельно, то такой вариант возможен.
Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
- Раздельное обучение исторически обоснованно. При нем больше возможности концентрироваться на учебе, уменьшается число отвлекающих моментов.
Елена НИКИФОРОВА, мать троих детей:
- Я против. Зачем разделять детей? У мальчиков должно быть общение с девочками и наоборот.
Василич, читатель сайта KP.RU:
- Сколько всего в предложении помочь девочке донести портфель! Ну где еще пацан научится ухаживать за девочкой?
Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):
- Свои школьные годы вспоминаю: когда в классе появлялся красивый мальчик, в каждой девочке пробуждалась маленькая женщина - все сразу же начинали с удвоенной энергией следить за собой.
perm.kp.ru/daily/26683/3706666/
Раздельное обучение в российских школах: за и против
В средней школе № 20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек среди первоклассников - в двух классах из четырех набранных в этом году.
Педагоги школы объясняют это решение тем, что в течение 10 лет они замечали чрезмерное доминирование девочек над мальчиками: первые как правило, лучше успевают на занятиях, более активны, чаще получают похвалу от учителей, из-за чего мальчики подсознательно чувствуют себя хуже. Таким образом, у школьниц формируются не совсем женские качества - самоуверенность, доминирование над мужским полом и властность, а у школьников наоборот - чувство слабости перед женщинами и подавленность. Как отмечают местные педагоги, перечисленные проблемы не характерны для раздельного обучения.
Кроме того, 54% учеников бийской СОШ №20 воспитываются в неполных семьях. Введение раздельного обучения, по мнению директора, позволит скорректировать воспитание гендерных качеств: то, что будет недополучено в семье, школа постарается восполнить через различные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. К введению гендерного образования коллектив школы так же подтолкнули отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов, манеры общения друг с другом, неадекватные формы поведения среди детей независимо от пола и результаты обучения.
В местных СМИ директор школы Елена Вирбицкас дала развернутые ответы на все вопросы, вызванные таким решением. В частности, она заметила, что:
"У мальчиков и девочек, обучающихся раздельно, нейродинамические и психологические характеристики лучше, чем у детей, обучающихся в смешанных классах. У них происходит формирование типичных мужских и типичных женских качеств, формируются гендерные роли, значительно повышается уровень обученности".
При этом директор школы подчеркивает, что родителей не принуждают отдавать детей только в раздельные классы, у них есть выбор.
Поддерживает директора и его заместитель по учебно-воспитательной работе Татьяна Цветкова, отмечая психологические и физические различия мальчиков и девочек: «Физическое самочувствие детей, которые учатся раздельно, намного лучше здоровья тех, кто находится вместе. Результаты учебной деятельности тоже выше, потому что и умственное, и физическое развитие мальчиков и девочек существенно различается. Девочки по-своему воспринимают информацию, а мальчики совсем иначе».
Своим мнением поделился и депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания Андрей Щукин, сын которого после начальной школы учился в спортивном классе, где были лишь мальчики: "Раздельных классов должно быть больше, но только если родители не против. Программы стоит предусмотреть разные: если у мальчиков это упор на физическую подготовку, то у девочек — на семейные ценности".
Отметим, бийская школа далеко не первая в нашей стране, которая вводит раздельное обучение. На сегодняшний день сотни российских школ имеют либо раздельные классы, либо полностью перешли на гендерное образование. И педагоги, как правило, довольны результатами.
Так, несколько лет назад был проделан эксперимент в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского. Его итоги никого не удивили: дети из раздельных классов учатся успешнее. "Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока" - делятся мнением педагоги уральской школы.
Дети, как правило, также весьма положительно отзываются о раздельном обучении. Приведем высказывания разных лет:
Никита: "Девчонки нам пока ни к чему. Класс у нас дружный, никто не дерется".
Марина, закончившая школу с раздельным обучением: "Мама меня называла пацанкой, но все время пыталась воспитать во мне прилежную дочку. Когда мы в очередной раз переехали, она специально отдала меня в класс для девочек. Кисейной барышней я не стала и с мальчиками общаться продолжаю, но за четыре года учебы у меня появились две подруги, с которыми я общаюсь до сих пор".
Остановимся более конкретно на плюсах раздельного обучения.
Повышение успеваемости
Как видно из вышеперечисленного, это отмечают абсолютно все педагоги. Во-первых, мальчики и девочки в силу гендерных особенностей по-разному воспринимают материал, а в раздельных классах это учитывается в программе обучения.
Во-вторых, в средних и особенно старших классах наступает пора полового созревания, первых симпатий к представителям противоположного пола, кои могут оказаться и среди одноклассников. Разве будет думать подросток о теореме Пифагора, когда за соседней партой сидит девочка, в которую он влюблен?
Вот и учителя школы с раздельными классами, не скрывая эмоций, находят этому следующее объяснение: "Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока".
Гармоничное приобретение мужских и женских качеств
Как правило, представительницы слабого пола взрослеют раньше представителей сильного. В смешанных классах это выливается в подавление мальчиков девочками. Они, как правило, более внимательны и прилежны, лучше усваивают материал, аккуратнее пишут и рисуют. Девочек часто приводят в пример мальчикам, что оставляет у многих ребят комплекс и искаженное представление о том, что "девочки априори лучше".
В подтверждение этих слов приведем цитату школьного психолога Ирины Токарь: "Застенчивым девочкам так комфортнее, мальчикам - тоже. Мальчики взрослеют на год-два позже своих сверстниц - в начальной школе девочки выше ростом, сильнее, быстрее усваивают материал и вообще лучше учатся. Самооценка мальчиков падает: они с детства чувствуют превосходство девочек".
Снижение конфликтности между детьми
Исходя из предыдущего пункта, мальчики, чувствуя себя подавленными успешными девочками, вступают с ними в конфликтные ситуации. К тому же девочка часто не способна постоять за себя, что также усиливает вероятность стать объектом нехорошего отношения со стороны хулиганов. В итоге напряженная обстановка в классах приводит к возрастанию агрессивности среди девочек, которые вынуждены постоять за себя, и к феминизации мальчиков, которым внушается необходимость брать пример с девочек и во всем на них равняться.
Улучшение физического состояния детей
Сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета профессор Р. Айзман, кандидат биологических наук М. Суботялов и И. Пирумова попытались изучить психофизиологические особенности учащихся в условиях традиционного и раздельного обучения. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска. Были обследованы 320 учащихся 12–15 лет, обучающихся в условиях традиционного и раздельного обучения с 1-го класса.
Выяснилось, что если в начале обучения школьницы из девичьих и смешанных классов по состоянию здоровья существенно не различались, то в конце 3-го года обучения среди школьниц из девичьих классов распространенность функциональных расстройств здоровья оказалась меньше, чем среди обучавшихся в смешанных классах. В сравниваемых группах оценивались показатели нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, а также распространенность дефицита массы тела как показателя репродуктивного потенциала девочек.
Существенно уменьшилась среди учениц девичьих классов острая заболеваемость: индекс пропусков по болезни снизился в 5 раз. Кроме плюсов, некоторые педагоги все же отмечают и минусы раздельного обучения. Однако их, как правило, гораздо меньше. В основном все сводится к замкнутости перед противоположным полом и возможным проблемам в будущем при социализации и вхождении во взрослую жизнь.
Так, педагог-психолог первой категории Екатерина Распопова отмечает следующее: "Я против раздельного обучения детей. Сегодня современное общество не подчиняется жесткому гендерному делению, как было раньше. Социальные роли, профессии, общественные занятия — все это подходит как мужчинам, так и женщинам. Они одинаково могут быть в этом успешными. Кроме того, не следует забывать о том, что школа не только обучает, но и воспитывает. И одно из средств воспитания — свободное общение учащихся. В учебной деятельности в том числе. В общении друг с другом на уроке мальчики и девочки видят и находят разное и общее между собой, учатся взаимодействию в конфликтных ситуациях, преодолевать трудности, дружить. Все это в дальнейшем здорово поможет выстроить конструктивные отношения с противоположным полом в семье, на работе, да и в любой другой ситуации".
Со своей стороны, хотелось бы возразить. В Великобритании до сих пор весьма широко распространено раздельное обучение, однако местное население раскрепощено и общительно не меньше, чем россияне.
Очень многие женщины, достигшие чего-либо в жизни, получили именно женское образование – например, Маргарет Тэтчер, Джейн Фонда, Мадлен Олбрайт и Хиллари Клинтон окончили учебные заведения «только для женщин». В связи с чем странно говорить о какой-то неприспособленности к жизни таких школьниц. А если взять времена более ранние, раздельное обучение широко применялось и в нашей стране до Октябрьской революции. Разве были у мужчин Российской Империи какие-то проблемы в общении с женщинами? По уровню культуры и искусства того времени, а также норм этикета, видно, что не было. Современным мужчинам у них можно поучиться искусству общения с женщинами.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что постепенное внедрение раздельного обучения мальчиков и девочек принесет за собой гораздо больше плюсов, чем минусов. А исторический опыт демонстрирует, что и минусы весьма сомнительны. К тому же, раздельное обучение отнюдь не предполагает полную изоляцию школьников друг от друга.
Образовательные эксперименты в новейшей истории России оставляют довольными всех участников образовательного процесса: и педагогов, и, главное, учеников. Подтверждает это и постоянное увеличение числа подобных классов и школ. На наш взгляд, в будущем данная практика будет расширяться, и, вполне возможно, рано или поздно вновь станет господствующей.
newsinfo.ru/articles/2017-05-16/item/781392
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ