Женщины, вступающие в отношения с мужчинами, отбывающими срок в местах заключения, нередко несчастливы в личной жизни и имеют низкую самооценку. Также романтическим отношениям с осужденными может способствовать похожий опыт родственниц, подруг, а иногда и тяга к криминальной романтике, выяснила в ходе исследования директор Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Омельченко.
Практики знакомств, романтических отношений, а также браков женщин с заключенными – давно известное явление, которое служит почвой, в том числе, для многочисленных сюжетов в СМИ. Однако, почему женщины, вопреки социальным нормам, возможности выбора мужчины на свободе и подчас, рискуя собственным здоровьем и жизнью, решаются на знакомство и отношения с заключенными, остается загадкой. Во многих случаях «заочницы» оказываются в режиме ожидания мужчины из тюрьмы в течение нескольких долгих лет. И речь идет не только об ожидании, но и об особом режиме заботы – свиданиях в тюрьме, посылках, материальной помощи, что требует от женщины немалых эмоциональных и финансовых вложений.
Елена Омельченко решила выяснить, что движет «заочницами» разных возрастов и как трансформируется их женская идентичность в процессе ожидания и заботы. Исследование проводилось в рамках проекта программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012-2014 годах. География исследований – Санкт-Петербург, Москва, Ульяновск, Саратов. Выводы основаны на текстах глубинных интервью с заочницами (7 интервью), анализе социальных сетей, посвященных поддержке родственников заключенных, а также беседах с законными женами заключенных, которые общаются с «заочницами». Кроме того, Елена Омельченко проанализировала взгляды и позиции самих заключенных мужчин на тему заочных знакомств с женщинами.
В результате исследователь представила многогранный взгляд на феномен «заочниц», ценный как с точки зрения российской, так и зарубежной исследовательской тематики, поскольку за рубежом эта тема также недостаточно исследована. Статья о результатах опубликована в новой книге исследователей ЦМИ «Около тюрьмы: идентичность и повседневность родственниц заключенных» («Алетейя» Санкт-Петербург, 2015).
Заключенный вместо психоаналитика
Долгий срок в тюрьме не означает долгий срок без женщины. Практически все заключенные мужчины имеют заочных подруг, иногда не одну и параллельно с официальными женами, отмечает Елена Омельченко.
Поскольку заочница может играть для заключенного не только роль любимой женщины, но и определенного ресурса материальной поддержки и заботы, существуют целые стратегии «ловли» женщин с воли. Опытные «сидельцы» рассказывают в интернете о том, с помощью каких «специальных психологических тренингов» можно научиться необходимым навыкам, чем именно должен обладать мужчина, чтобы привлечь заочную подругу. На зоне, как и в интернете популярны авторские тексты самих заключенных об основах психологии, о приемах манипуляции, о том, как сделать так, чтобы женщина попала в психологическую зависимость, рассказывают информантки, принимавшие участие в исследовании.
Легкой «добычей», как показало исследование, становятся женщины, чувствующие себя несчастными по той или иной причине и имеющие низкую самооценку. «… Раз зеку написала, значит личная жизнь вообще не складывается… Лучше сосредоточить усилия на глупых женщинах, которые не задают много вопросов, а сразу пишут стихи и клянутся в вечной любви…», – дает советы один из заключенных.
В исследовании приведен яркий пример, как Надя, 40 лет, мать троих детей, оставшаяся без поддержки со стороны бывшего мужа и находящаяся в глубочайшей депрессии, становится подругой заключенного. « … И вдруг телефонный звонок. Приятный мужской голос "я ошибся номером". Известная зековская разводка. Далее по сценарию – «девушка, а что у Вас такой голос грустный?», – рассказала одна из информанток о знакомстве Нади с будущим возлюбленным.
По мнению законных жен заключенных, среди заочниц много женщин, для которых найти мужчин на воле – практически невозможный вариант: «возраст за 30 лет, дети, финансовые сложности и куча проблем».
«Брошенная, преданная мужем американка идет к психоаналитику, у наших женщин нет денег на психоаналитика, и они идут к зеку», – рассуждает одна из информанток. Но, как показывают описанные в исследовании истории, окрыленные чувствами, подруги заключенных находят намного больше финансовых ресурсов, чем требуется на оплату услуг психоаналитика. Зачастую они устраиваются на вторую работу, берут кредиты, закладывают вещи в ломбард, занимают, чтобы приезжать на свидания на зону, оплачивать услуги адвокатов и помогать материально и финансово возлюбленному мужчине.
Годы ожидания не пугают
Не только взрослые женщины с грузом проблем становятся верными подругами заключенных. Информантки, которым приходится простаивать часы в очереди у тюремной стены, рассказывают о том, что среди «заочниц» можно встретить много юных девушек 17-18 лет и молодых симпатичных женщин, в том числе, с высшим образованием.
Елена Омельченко выделяет несколько причин того, почему женщина может стать «заочницей». Этому могут способствовать примеры из окружения, например, матери, сестры, подруги, а также интерес к криминальной тематике. В интервью женщины говорили о том, что набираются с партнерами опыта жизни. «При этом происходит романтизация тюрьмы, как мужского места, «настоящего» мужского и «настоящего» мужчины», – отметила исследователь.
Кроме того, мотивом, толкающим на знакомство с заключенным, может стать и одиночество, тоска и незаполненность жизни. Как вариант – на зоне женщина может также искать «покровителя» – чаще всего это ситуация отношений с «тюремным авторитетом».
Исследователь обращает внимание, что часто серьезные отношения, которые доходят до бракосочетания прямо на зоне завязываются у заочниц с мужчинами, осужденными на много лет за тяжкие преступления. Регистрация отношений дает возможность длительных свиданий, но ожидание превращается в «телесный и эмоциональный фон каждого дня». В этом процессе происходит своего рода «доместикация тюрьмы» и «тюремизация дома». В колонию женщины стараются привезти с собой максимальное количество вещей, создающих иллюзию дома. А дома – «комната или отгороженный в ней угол начинают походить на «камеру»: на столе компьютер, настроенный на виртуальную связь, телефон, в 24 часовом переговорном режиме, на столе или стене – фотографии сидельца, свадьбы (если была), может звучать музыка, связанная с особым стилем тюремного шансона. На полу – собранные, готовые к отправке на зону сумки (баулы) с вещами, продуктами, сигаретами, чаем и кофе…»
Женщина как служба реабилитации
Благодаря современным средствам связи мужчина в жизни «заочницы» при развитии отношений начинает присутствовать 24 часа в сутки. Жизнь женщины и ее самоидентификация при этом полностью меняются, отметила Омельченко. Затрагивая темы, например, условно-досрочного освобождения (УДО), взаимодействия с адвокатами и т.п., «заочница» начинает использовать слово «мы».
При этом забота о заключенном, которой она отдается, сопряжена с особыми страданиями и унижениями. «Кроме стигматизации в рамках семьи и соседства, а у части женщин – и на работе, они вынуждены включаться в контекст вины за свой выбор «такого мужчины» и, ассоциативно, становиться в определенном смысле, виноватыми и в его преступлении, образе жизни, отвечать за его поведение на зоне, конфликты с охраной и администрацией», – рассказала исследователь.
«Настоящей женой», согласно установкам в тюремной и околотюремной среде, становится та женщина, которая ждет и заботится не менее пяти лет. Многие, как отмечает исследователь, становятся заложницами ожидания и имиджа настоящей и правильной жены зека. «Вот я его жду – вот он выйдет, и я его брошу», – говорит одна из участниц исследования. «Можно сказать, что это своего рода производство женского через женский долг. И это не всегда любовь и даже скорее – уже не любовь, а инерция долга, зависимости и реализация заботы», – комментирует Елена Омельченко.
Режим заботы не прекращается и после освобождения мужчины из тюрьмы. «О его работе думать даже не хочу, пока не поставлю на ноги», – говорит одна из респонденток. «Поставить на ноги» подразумевает под собой большую работу по ресоциализации бывшего заключенного, к которой женщины готовятся заранее. «Сейчас трудно, а потом будет еще труднее, это работать и работать с психологами, восстанавливать: а – нервную систему, чтобы человек от общества не шарахался, чтобы общество его признало человеком образованным, … он как слепой котенок», – говорит Рита, чей друг осужден на двенадцать лет.
Елена Омельченко отметила, что, проявляя заботу о заключенных, женщины постепенно начинают выполнять функции государства по обеспечению осужденных самым необходимым. Женские сети поддержки фактически заменяют собой систему социальной помощи заключенным, вкладываясь в их будущее, подготавливая их более или менее адекватное возвращение к свободной и нормальной жизни.
iq.hse.ru/news/177665613.html
«Ждули» и «зекули»: почему девушки выходят замуж за заключенных
В интернете их называют «ждули», но сами они гордо зовут себя «жены арестантов». АУЕ-движение (расшифровывается как «арестантский уклад един») сегодня — то же самое в смысле охвата, что эмо, панки и готы вместе взятые. 13-летние подростки репостят «блатные» цитаты себе на стены, а паблики «хулиганской» тематики во ВКонтакте растут как на дрожжах.
В то же время становится все больше сообществ, собирающих на своих просторах исключительно девушек, связанных с заключенными романтическими отношениями. Иногда там можно встретить посты от сестер и матерей, но чаще — от тех, кто ждет (и, конечно, обязательно дождется) своего «любимку». В рамках каждого сообщества друг другу противостоят две группы: законные жены (те, успел связать себя узами брака до того, как мужчину посадили) и ЗАО (те, кто вступил в так называемые заочные отношения, а церемония бракосочетания состоялась уже на зоне, чтобы получить ДС — длительное свидание).
Что толкает как совсем юных девушек, так и женщин в возрасте на эти отношения? Можно было бы предположить, что причина здесь в социальном статусе «ждули», нестабильном финансовом положении, муже, бросившем ее одну с двумя детьми (и комментарии знакомых в духе: «Кому ты теперь нужна с таким прицепом») или внешности. Но нет — среди «ждуль» достаточно вполне симпатичных, получивших высшее образование и работающих по профессии женщин. Именно поэтому феномен тяги к арестантам так занимает современных исследователей. И, к слову, кое-что на тему им уже удалось выяснить.
Синдром Бонни и Клайда
Несмотря на то, что у нас этот термин пока не слишком распространен, зарубежные исследователи при объяснении чувства «безудержной любви» к незнакомому человеку, сидящему в тюрьме, обязательно говорят о гибристофилии. Гибристофилия (hybristophilia), также известная как «синдром Бонни и Клайда» — это сексуальное влечение к тому, кто совершил преступление.
«Да убил! Да жестоко! Да по пьяне! Да я помогала прятать труп. Скажете я дура. Но я его люблю. Я уже отсидела, ему еще сидеть, но я жду и буду ждать. Можете закидать тапками, но сколько вас тут знали чем занимается ваш муж и ни кто из вас не остановил своего, вот и я так же» (сообщество «Подслушано в тюрьме, СИЗО, МЛС»).
Именно поэтому, пишет Psychology Today, многие известные преступники получают «фан-почту» от девушек, которые, по-видимому, склонны романтизировать преступный мир. Была своя «ждуля», например, у «битцевского маньяка» Александра Пичушкина, а бывший киллер орехово-медведковской ОПГ Леша Солдат недавно устроил гангстерскую свадьбу прямо в колонии.
Мотивы и последствия
Почему девушки это делают? Точную причину назвать сложно, да и, наверное, невозможно, однако психологи работают над тем, чтобы понять, что движет женщинами, стремящимся найти любовь на зоне. Кэтрин Рамсланд (Katherine Ramsland), профессор судебной психологии из Университета DeSales, говорит, что многие девушки, которые вышли замуж за серийных убийц, называли следующие причины:
Уверенность, то они смогут изменить даже такого жестокого и сильного человека;
Желание видеть в заключенном «маленького мальчика», который просто оступился;
Надежда оказаться в центре внимания СМИ и получить свою долю славы.
Интересно, что «оступился», «никто не застрахован», «от сумы и от тюрьмы» — самые часто встречающиеся аргументы «ждуль» в наиболее массовых сообществах в социальных сетях. Не реже, впрочем, в ответах фигурируют «менты подставили» и «сын прокурора», который мифическим образом влияет на каждое первое дело, как отмечают участники анти-сообщества «Ждули Zashquared Inc».
«У каждой женщины в голове есть образ идеального мужчины. И вот ей кажется, что она нашла такого, но он в тюрьме. Он не изменит, он всегда рядом, но в то же время ей не нужно решать повседневные проблемы, которые возникают при реальных отношениях. Никакой стирки, готовки или ответственности перед ним. Эта фантазийная реальность может подпитывать чувства в течение длительного времени», — отмечает Рамсланд.
Добрый вечер! Аноним. Познакомилась с зк по телефону и влюбилась, сидеть ему еще 4 года но он женат, сказал что подает на развод. Говорит что любит только меня и больше ему никто не нужен. Денег не просит но я все равно помогаю по мере возможности. Как думаете он меня любит и я нужна ему?» (сообщество «За колючкой»).
У директора Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елены Омельченко на этот счет свое мнение. «Легкой «добычей», как показало наше исследование, становятся женщины, чувствующие себя несчастными по той или иной причине и имеющие низкую самооценку, — говорит она. — Кроме того, мотивом, толкающим на знакомство с заключенным, может стать и одиночество, тоска и незаполненность жизни. Как вариант — на зоне женщина может искать «покровителя» — чаще всего это ситуация отношений с «тюремным авторитетом».
Сказка с плохим концом
Но если мотивация девушек не совсем ясна, поскольку она различается от случая к случаю, то мотивы заключенных просты и понятны. В лице «ждули» они получают связь с внешним миром, возможность контроля, которая в исправительной колонии с их стороны полностью отсутствует, а также передачи, известные как «баулы», и банальное удовлетворение физиологических потребностей.
«Я зао, еду на дс, готовить совсем не умею и не люблю, хотя ему наплела что хозяйка от бога. Скажите можно с собой взять еду готовую уже, куплю скажу сама ))) Или там только готовить надо? Или можно там заказать, пока жду его? Спасибо, еду не знаю ничего» (сообщество «Наша золотая свобода. Ждем вместе»).
Проблема здесь в том, что сказок с хорошим концом в отношениях заключенных и их жен практически не бывает. В лучшем случае мужчина бросит «ждулю», как только освободится (другие варианты: она узнает, что «любимки» есть законная жена, или что во время их всепоглощающей любви он параллельно общался с несколькими девушками, которые тоже ездили к нему на свидания). В худшем — ограбит ее или нанесет ей тяжкие телесные повреждения. Важно понимать, что после выхода из ИК большая часть экс-заключенных «заезжает» обратно в течение 1-2 лет.
«У меня страшная БЕДА. Мужу грозит новый срок…. Прошу помогите советом… как жить дальше??? Вышел совсем не давно… строили планы, мечтали о будущем… он на работу устроился. Все хорошо… БЫЛО…. но вот встретился с друзьми, попили водочки…. и …. теперь обвиняют в разбои… Что мне делать???? Как справиться с этой болью, страхом» (сообщество «Храни любовь на расстоянии»).
В группах тюремной тематики бытует мнение, что некоторые заключенные читают специальную литературу по НЛП и таким образом овладевают техниками, которые помогают им очаровать любую девушку по телефону. Подтвердись оно, можно было бы объяснить многое, только вот на правду это совсем не похоже.
Сколько девушек обретают счастье, дождавшись любимого человека из мест не столь отдаленных? Увы, совсем немного. В этом смысле показателен медийный пример Джереми Микса (Jeremy Meeks), «самого красивого преступника в мире», который благодаря своим острым скулам и выразительному взгляду обрел массу поклонниц, еще находясь под стражей за незаконное хранение оружия. Отсидев положенные полтора года, Микс стал моделью White Cross Management. А спустя еще немного времени, изменил своей жене Мелиссе с дочерью владельца Topshop Хлоей, после чего подал заявление на развод. Согласитесь, так себе хэппи-энд.
med.vesti.ru/articles/psihologiya/zhduli-i-zekuli-pochemu-devushki-vyhodyat-zamuzh-za-zaklyuchennyh/
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ