Мысли по поводу создания семьи как социальной группы. Здесь это описание двух вариантов создания семьи создающихся с ориентацией именно на социальные взаимоотношения. То есть в этом случае семья создается изначально двумя индивидами как социальная ячейка общества.
Современное общество, а другого мы с вами и не видели, ориентирует каждое подрастающее поколение на восприятие семьи именно как ячейки-части социальной общественной структуры. Ассоциация значения «семья» у большей части людей есть «социальность» и закладывается в сознание практически каждого подрастающего индивида.
Общество, родители, ближайшее окружение подрастающего человека выстраивает такие ассоциации в сознании большинства своих членов:
Желание обладать определенным человеком противоположного пола (сейчас неважно, почему) - любовь - создание семьи уже изначально как социальной ячейки общества.
И вот, мужчина и женщина по умолчанию от воспитания ориентированы на семейно-социальные взаимоотношения. Они ориентированы на это даже, если открыто декларируют свободные отношения и оба «чайльдьфрики». В любом случае, глубоко в подсознании у человека современной цивилизации (у женщин особенно) скрывается стремление создать индивидуальную ячейку общества. Могут быть различия в декларируемой цели создания такой ячейки но стремление всегда есть. Человек может сомневаться в своей способности создать и поддерживать такую ячейку по различным причинам, таким как здоровье, финансовое положение, психологические проблемы, но всегда, на подсознательном уровне, стремление создать семью существует. Официальную или неофициальную, но семью - свой островок в мире чужих лиц и тел.
Семья это есть социальная группа, хотя и маленькая. Социальные отношения всегда выстраиваются с помощью иерархических пирамид, лестниц. Всегда, даже в минимальных социальных взаимоотношениях присутствует главный и подчиненный.
В установившейся группе социальные роли и позиции уже строго определены, права и обязанности ее членов поделены, и это обеспечивает как или стабильность группы или соответствующий данной группе вектор развития загнивания или распада.
К примеру, горизонтальные и вертикальные отношения в социальной группе, назовем такую группу командой, предполагают разделение ролей прав и обязанностей в соответствии со знаниями, умениями и талантами ее членов.
Конечно, в группе присутствует лидер, но это именно лидер, то есть личность, талантом и умением которой является именно распределение ролей в группе, взаимодействие членов группы между собой как в социальном, так и в профессиональном плане. Лидер - руководитель старается выжать пользу из каждого члена команды именно в соответствии с талантами этого члена, создавая каждому такому индивиду благоприятные условия деятельности для получения максимальной выгоды в интересах всей команды.
Не обязательно лидер команды имеет формальный статус начальника.
Начальником – человеком, представляющим официально группу как социальную общность, может быль лицо, более подходящее для этой роли. Лицо более представительное, более общительное или более увешанное регалиями.
Это команда – группа, которая изначально создана для получения определенного результата. Она создана из личностей и личностями, понимающими поставленную цель и принимающих пользу целей, к которым они идут вместе, и которые принесут пользу каждому члену команды. Эти личности принимают определенные правила игры, при этом учитывают интересы и пожелания своих коллег для поддержания совместной деятельности по пути к намеченной общей цели.
Подобная группа - команда имеет свои четко установленные правила – этику общения как межличностного в группе, так и межгруппового общения, то есть общения с внешней к группе средой и так же другими социальными группами. Эти правила, в общем, и определяют стабильность и комфортность существования социальной группы для ее членов.
Эти правила - этика группы и есть основной цементирующий слой сохраняющий ее.
Нарушение этих правил, даже прошедшее незаметно для остальных членов группы ведет со стопроцентной вероятностью к уменьшению стабильности существования, а затем к распаду и развалу группы.
Хотя к распаду группы может привести и достижение поставленной цели, если не будет найдена новая цель, для достижения которой данная команда может захотеть продолжить сотрудничество.
Группа другого типа составлена из индивидов, не имеющих целей или имеющих разные цели или составленная вовсе на не добровольной основе. Поскольку четкой цели такая группа не имеет, то и обязанности и роли ее членов не определены и непонятны ни членам, ни команде. Навыков, полезных для достижения цели и определенных достижением цели профессиональных ролей члены группы не имеют, так как даже цель существования группы им не ясна или непонятна или, по другому - понятно, что цели группа не имеет. Действия членов таких групп не рациональны и не эффективны. Руководство для существования такой группы должно быть формальным и директивным, иначе члены группы будут действовать по принципу " кто в лес кто по дрова" все время пытаясь «прогнуть» руководство и при этом пытаясь поставить свои личные интересы выше интересов группы. Цели то общей нет, а своя рубашка как всегда к телу ближе. Соответственно отношения в группе складываются по иерархическому принципу вертикали власти. При этом принцип главенства личных интересов порождает у индивидов желание достичь более высокого социального иерархического статуса в группе любыми средствами.
Такая группа состоит из мелких группировок, имеющих свои частные интересы как основные цели, которые нужно достигнуть. Всегда в нестабильной социальной группе с нечеткими ролями будет идти борьба за более высокое место в социальной иерархии между индивидами и коалициями индивидов.
Этические нормы отношений между индивидами в такой группе своеобразны. Интриги, ложь, подлость и предательство это норма поведения членов в таких группах. Самое интересное, что здесь этика, так же как и в группе-команде является цементирующим и сохраняющим стабильность группы фактором и ее нарушение ,только теперь это происходит на другом этическом полюсе. Нарушением и моветоном является уклон поведения в сторону честности и порядочности, становящимся фактором, разрушающим единство группы и ее целей. Эти цели в отсутствие достойной и рациональной направленности действий всей группы состоят в существовании в борьбе социальных статусов. Хотя, для некоторой части общества, и не маленькой, такой способ существования привычен, комфортен и даже является образцом для подражания.
Напоминаю, что здесь я рассматриваю группы как общий случай, в который, как подмножество входит и такая группа, как семья.
Итак, существование группы и семьи, как группы, ее эффективность, продуктивность и время существования, я считаю, определяют в основной мере два фактора. Это цель существования группы и этика внешних и внутренних взаимоотношений в группе, которой должны придерживаться все члены группы.
А вот база реального создания группы или семьи может быть абсолютно разной:
Два человека создают семью с целью завести детей, вырастить в будущем внуков, построить дом и прожить вместе в спокойствии, любви, счастье и комфорте свою жизнь.
Один человек любит другого, или считает что любит, при этом абсолютно не интересуясь мнением своего объекта воздыхании и с помощью разных уловок получает этого человека в семейные партнеры
Два любителя бдсм решили жить вместе, потому что они получают удовольствие от взаимодействия друг с другом.
Мужчина и женщина - любители свинга просто комфортно существуют рядом и довольны своей жизнью как никто другой.
ЛГБТ семья живет в комфорте,любви и согласии.
Еще такая модель - время пришло заводить детей. Заводим семью.
Время пришло рожать - заводим семью.
Родители достали, бабки косятся « один все еще» или «одна». А вот и человек попался вроде одинокий тоже, хотя нужно ему что или нет - а бог его знает, но один же он рядом-заводим семью.
Богатый лох (лохушка) хочет получить бескорыстную любовь, семью, ласку и нежность - счас изобразим и дадим нужное.
Богатый лох (лохушка) хочет ласку семью и нежность и готов их купить. Да не вопрос.
Мужчина с определенным типом воспитания берет в жены гулящую женщину и принимает ее, как есть (других от не может воспринимать в силу эмоциональной дефектности личности).
Женщина выходит за неисправимого бабника и терпит его. Без такого ей и жизнь не в радость.
И вот создалась социальная ячейка общества. Семья, то есть Люди живут вместе и ведут общее хозяйство.
Варианты развития событий во всех этих семьях как группах можно спрогнозировать, применив знание целей каждого члена группы, а так же состав и согласованность этических норм которым следуют члены групп.
Но даже для самых, казалось бы, провальных вариантов союзов и самых не соответствующих общепринятым моральным нормам браков существует возможность продолжительного и комфортного существования, если члены группы преследуют общую цель и строго следуют выработанному ими самими этическому кодексу.
Хотите жить комфортно - выясняйте реальные цели своих партнеров -реальные, а не декларируемые. Выясняйте жестко и безоговорочно. Несмотря на уклонение от ответов, ссылки на моральные нормы и великую любовь. Эти цели должны совпадать с вашими целями.
Все нестыковки требуют корректировки и приведения к абсолютному согласию в главных постулатах.
Вырабатывайте свой собственный этический кодекс группы (семьи) которого будете придерживаться вместе неукоснительно. Это важно - вы должны придерживаться этого кодекса, как паровозик идет по рельсам.
Этим вы определите тип общения в своей социальной ячейке - тип группы-команды или, в противном случае, будете довольствоваться иерархически - соревновательным маленьким отдельным семейным адом. Комфортность вашего существования в группе и соответственно, ее будущее зависит только от ее членов и ни от кого больше.
В дополнение к статье хочу напомнить, что приходит время, когда человек будет постоянно находиться под колпаком наблюдения. Это наблюдение будет осуществляться как со стороны государства, а это и финансовые потоки и наблюдение за передвижением индивида хотя бы для начала ради благой цели автоматизации и безопасности дорожного движения. А там и до тотального наблюдения со стороны близких недалеко. Поэтому выработка допустимых степеней свободы в семейных отношениях и согласование внешних и внутренних правил поведения в семье это уже реальность ближайшего будущего. Иначе семья как источник комфорта и тихая гавань, куда человек всегда стремится вернуться, исчезнет даже как теоретическая модель. Социально-принудительная функция семьи останется. Вот только кто туда будет стремиться? А начинать ,как и всегда надо заранее и с небольших шагов, чтобы когда наступит час Х не оказаться полностью беспомощными перед новыми реалиями.
Автор - Игорь Боровинский
Номер статьи: 4296