...
Посмотреть изображение в оригинале...
...
Посмотреть изображение в оригинале...
Иван Охлобыстин в дополнительном представлении не нуждается: актер, сценарист, священник, байкер, член общества рыболовов-охотников... Этот список можно продолжать еще долго. Счастлив в браке с Оксаной Арбузовой уже более 20 лет. Супруги воспитывают шестерых детей.
Наш корреспондент Светлана Голицына встретилась с известным актером и обсудила темы, которые Иван Иванович обычно выносить на широкую публику не считает нужным, но специально для проекта «Дети Mail.ru» сделал исключение.
– Иван, вы в принципе планировали стать многодетным отцом?
– Я вообще планировал стать отцом, иначе зачем тогда жениться? Это ж такая морока, легче жить одному… А в браке все равно идешь на какие-то жертвы и ответственность тут – по максимуму.
Я же русский человек, если меня форс-мажорной ситуацией к стенке не припереть, то я могу и всю жизнь в созерцании провести. Поэтому еще в самом начале нашего союза с Оксаной я просто морально исключил для себя все пути к отступлению.
– Реально ли вообще управляться с таким количеством детей? Ведь по нашим временам – это что-то на грани фантастики…
– Если откровенно, то все основные бытовые хлопоты моя жена взяла на себя. Она с детьми постоянно, за исключением школы. На мне по большому счету материально-хозяйственные задачи и обязательства по обеспечению семьи. Но, конечно же, по мере возможности я гуляю с ребятами, занимаюсь с ними спортом. Но у меня значительно меньшая нагрузка, чем у моей супруги.
Вообще Оксана – это представитель какой-то другой реальности. Мало того, что она уверенно управляется со всей нашей немаленькой компанией, так еще и лихачит на своем внедорожнике по Москве, занимаясь тысячей разных дел. Я побаиваюсь ее обо всем этом подробно расспрашивать, потому что меня вполне устраивает такое положение вещей и ее жизненный позитив.
– А кого для вас сложнее воспитывать – мальчиков или девочек?
– Девочек. Потому что с ними надо быть гораздо более деликатным. На мальчиков прикрикнул и все, а если что-то не поняли, то можно и по попе дать. С девочками так нельзя. Кроме того, они же папины дочки, а это – дополнительная нежность и ответственность.
– Какие моральные ценности вы пытаетесь привить своим детям, и какой системы воспитания придерживаетесь, если таковая есть?
– Мне кажется, что на самом деле не существует каких-то рецептов и шаблонов в воспитании. Все это познается только опытным путем. Уверен, что 90% воспитательного процесса – это копирование детьми взрослых. Поэтому только на личном примере – иначе никак. Можно, допустим, постоянно ходить с ребенком в спортзал, на аттракционы, в тир, по театрам и музеям, еще куда-то там, но, по большому счету, это все хаос. Воспитание зависит только от традиций и взглядов, привитых в семье.
– Иван, я знаю, что ваш отец был достаточно занятым человеком и постоянно находился в разъездах. Наверняка вам его не хватало. Не получилось ли так, что вы пошли по его стопам?
– Нет, так нельзя сказать. Папа действительно был в постоянных командировках, но я-то не уезжаю надолго. Большую часть своего времени я пытаюсь проводить с семьей. Тем более что твердо уверен в одном: чем больше дети находятся рядом с тобой, тем доверительнее ваши отношения и тем меньше вещей приходится им потом объяснять.
На съемки и в путешествия я стараюсь по возможности брать семью с собой, но не всех ребят сразу, а «частями», чтобы это было безболезненно – никого из них со школы не «снимать»: то одни поездят со мной и Оксаной, то другие. К тому же надо все это равномерно распределять, чтоб никто не обижался.
– А сколько детей за один раз вы обычно берете с собой?
– Человека три-четыре. Справляемся. У нас ведь автономия – все наши дети уже в довольно раннем возрасте входят в такие родоплеменные отношения, когда все друг за другом присматривают, и каждый знает свою функцию. Хотя это тоже, конечно, относительно – с криком, с переругиванием, с потасовками между собой, но все участвуют в сборах, в переноске чемоданов, и в благоустройстве – когда приезжаем на новое место.
– Вот это очень важная тема. Ведь не секрет, что сейчас многие родители стараются оградить своих чад от любых бытовых проблем, лишь бы «было интеллектуальное развитие». У вас, как я понимаю, все совсем не так?
– Да. Время, проведенное вместе, в том числе и в решении бытовых проблем, еще больше социализирует и подготавливает к встрече с реальным миром. Мои дети гораздо более адаптированы к реальности, нежели любой чрезмерно опекаемый ребенок. Они постоянно с нами: участвуют во взрослых заботах и разговорах, общаются с нашими друзьями.
Естественно, иной раз наши «рассуждизмы» детям совсем не интересны. Но они терпят это, потому что мы закрываем глаза на то, что совсем скучно нам, например, карусели какие-нибудь… Мы друг другу идем на уступки – у нас в семье, знаете ли, такой свой маленький шарик Вернадского.
– Это прекрасно! А с какого возраста вы приучаете детей к полезному труду?
– Как только начинают что-то соображать, тут же стараются делать какие-то полезные для всех вещи. Причем у нас нет внятной системы пионерских «докладов» или «линейки». Когда дети остаются дома одни, мы с Оксаной точно знаем: младшие находятся под присмотром старших. Например, если кто-то из малышей пошел мыться, то взрослые дети обязательно присмотрят, чтобы с ними ничего не случилось.
Причем взаимовоспитание происходит в обоих направлениях. Яркий тому пример: помнится, выхожу я как-то с утра на кухню в нижнем белье с принтами Микки Мауса и понимаю, что там стоят четыре взрослые гражданки (мои дочери) и весьма осуждающе на меня смотрят. Мне становится неудобно, и как-то боком-боком я ретируюсь, переодеваюсь и с тех пор уже не появляюсь на собственной кухне в таком виде.
– Кстати о дочерях. Девочки у вас уже взрослые барышни. Вы как неравнодушный отец как-то контролируете их личную жизнь?
– Как я могу контролировать жизнь взрослого человека? Я могу лишь пытаться контролировать их жизнь в социуме: они не должны поздно возвращаться, где-то оставаться, а если уж делают это, то по договоренности со мной и с Оксаной, чтобы мы знали, где они и с кем. В этом отношении мы с супругой придерживаемся довольно консервативных правил, чтобы элементарно голова не болела и не нужно было пить успокоительных.
Другое дело, если им потребуется наша помощь… Мы – фанаты своих детей и всегда будем на их стороне.
– А как мотивировать девочку-подростка, чтобы она отчитывалась отцу, где и с кем она проводит время по вечерам?
– Я мотивирую это легко: на тебя нападут, обидят, ограбят, а потом твой папа будет метаться по городу с дробовиком, кого-нибудь обязательно изувечит, и его посадят в тюрьму. Девочки, пожалейте папу!
– Иван, вы служили в ракетных войсках. Сыновей в армию отдадите?
– Да, конечно. Даже Элвис Пресли на самом взлете своей популярности служил в армии. Парень вообще должен служить своей стране. За редким исключением: например, если есть военная кафедра в институте. Но даже тогда полезно сходить в армию, чтобы знать, как и что устроено в этой жизни. Мужчина должен быть крепким и харизматичным, пусть при этом он и не выглядит суперменом. Но, не дай Бог, если что случится с его женщиной или детьми, он обязан включить все свои системы, весь свой арсенал для обеспечения их безопасности.
– Кстати, об умении постоять за себя. Вы ведь увлекаетесь восточными единоборствами. Детей тоже к этому приобщили?
– Да, причем девчонок тоже. Из базовой подготовки: классический бокс, тайский бокс, борьба и прочее. Почему единоборства хороши для детей? Во-первых, они выгодно отличаются от других видов спорта отсутствием праздности. Как бы ты не защищался, все равно: одна ловкая подножка противника и – травма. Поэтому первое, чему учат в единоборствах, – это внимание. Второе – умение падать. Например, когда поскальзывается мой ребенок на гололеде, у меня уже не так сердце трепещет. Я точно знаю, что сейчас он упадет вбок, подтянет подбородок к груди, чтобы не повредить позвоночник, а это совсем непростое умение.
– В нашей беседе мы не можем обойти вашего культового персонажа – доктора Быкова. Это ехидный и деспотичный руководитель. У вас не случается переноса «метода Быкова» на собственную семью?
Кадр из сериала «Интерны» © Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»
– Нет! Я – раб лампы. Я раб своей семьи и своих детей. Причем – счастливый раб. Потому что если мне вообще для чего-то и нужно жить, то это именно для них. В первую очередь. Все остальное приложится, так или иначе.
– Вы приобщаете своих детей к вере?
– С самого раннего возраста. Они до сих пор причащаются. На главных православных праздниках они всегда с нами. Вообще у нас бывают в гостях очень воцерковленные люди и наши дети в этом плане хорошо воспитаны. Они никогда не позволяют себе спорить со взрослыми или как-то подвергать сомнению их взгляды.
– Пожалуйста, охарактеризуйте кратко каждого из ваших детей и назовите качества, которые вам нравятся в них больше всего.
– Анфиса – старшая дочь. Она очень хороший человек. У нее именно это качество затмевает все остальные. Я уверен, что она будет замечательной матерью. Конечно, ей нужно развивать другие свои дарования и в творчестве реализовываться, как она захочет, благо – талантов отмеряно. Конечно, я буду помогать ей, чем смогу, но кроме грубого протежирования, потому что нельзя иметь успех по чьей-то наводке.
Евдокия – моя вторая дочь. Это очень целеустремленный человек с поистине блестящим интеллектом. Уверен, что в этой жизни она достигнет многого, и опять же – не по протекции папы, а потому что она этого заслуживает.
Варвара – моя третья дочь. Человек-харизма. Ее энергией и обаянием можно заправлять ракеты, то есть у нее получается все, ну буквально все, за что бы она ни взялась: будь то психология, тайский бокс или стрельба.
Василий – старший сын. Однажды в школе ему дали задание прорастить фасоль. И тогда мой ленивый мальчик открыл банку консервированных бобовых, посадил фасолину, и оттуда произошло большое растение. Все, что он сажает, растет! Есть в нем что-то от друидов... Плюс к тому, он очень много читает и все анализирует. Думаю, будет ученым.
Нюша – младшая дочка. Почему-то она напоминает мне Ирен Адлер – единственную барышню, в которую был влюблен Шерлок Холмс. В отличие от большинства членов моей семьи, Нюша – интроверт и держит все эмоции в себе. Она очень волевая, может, иногда, на мой пристрастный взгляд, даже излишне. Стальная ласточка такая…
Савва – младший сын. Не могу его беспристрастно оценивать, потому что он – настоящее маленькое солнце. Как и Вася, он прислуживает в алтаре, и очень-очень добрый парень. Они с Нюшей – два другана не разлей вода, хотя все время ссорятся. Плюс он играет на балалайке, она – на мандолине. Недавно стали какими-то районными лауреатами, но при этом он начисто лишен гордыни.
– А есть тенденция к тому, что актерская династия Охлобыстиных-Арбузовых продолжится? Неужели никто из ваших детей не планирует пойти по стопам знаменитых папы и мамы?
- Нет. Они слишком хорошо знают этот киношно-театральный мир и то, сколько он отнимает времени. А они хотят прожить долгие и счастливые жизни. Так что, исходя из этого, актерской династии не получится. Зато продолжится династия счастливых и самореализованных людей.
...