...
Посмотреть изображение в оригинале...
Как правильно поставить эксперимент
Экспериментальная биология способна ответить на любой вопрос, при условии что эксперимент будет поставлен таким образом, что сможет дать однозначный ответ. На самом деле предусмотреть все мелочи, и рассчитать все этапы эксперимента довольно сложно.
Как правило, эксперимент состоит из ряда опытов: каждый из них может давать свою погрешность и уводить нас от ожидаемого куда-то в сторону. Чем сложней эксперимент - тем более сложно его провести. Особенно это касается работы с животными. А результат хочется получить однозначный, чтоб не надо было потом переделывать или перепроверять.
В сети давно опубликован , на мой взгляд, эталонный эксперимент, которые дает нам ответ на главный вопрос - как возникают наши социальные табу (религиозные, языческие, также как и ежедневные правила поведения, забобоны и суеверия). На первый взгляд - как можно экспериментально ответить на такие философские вопросы, да еще с помощью эксперимента? Оказывается - очень просто, главное правильно построить сам опыт:
Опыт 1. В клетке пять обезьян. К потолку подвешена связка бананов, под ними стоит лестница. Вскоре одна обезьяна подходит к лестнице, чтобы подняться за бананом. Как только она пытается подняться, неожидано всех обезьян (и тех, которые сидят в сторонке) под напором обливают ледяной водой. Когда обезьяны успокоились, другая пробует снова достать бананы - и опять все обезьяны обливаются. После нескольких повторений выработывается условный рефлекс, и обезьяны перестают интересоваться бананами на потолке - себе дороже.
Опыт 2. Прошло несколько дней, и в клетке одну обезьяну заменили новой. Новая обезьяна увидела банан, и естественно захотела достать его. Однако эта попытка была жестко пресечена старожилами клетки. После хорошей трепки новичок понял - бананы на потолке трогать нельзя, и если она снова попытается, будет строго наказана. Заметьте, на этом этапе воду уже не использовали.
Опыт 3. Опыт 2 повторяли до тех пор, пока все пять обезьян не были заменены новыми (которых никогда не поливали). Но все новички уже были научены, что банан почему-то трогать нельзя. И когда к "не облитым" обезьянам добавили новую, шестую, эффект был предсказуем: когда новенькая сразу полезла на лестницу за бананом, она была избита сородичами. Потому что трогать бананы нельзя.
После замены всех первоначальных обезьян ни одна из остающихся обезьян не была обрызгана холодной водой. Тем не менее, ни одна из них не подходила к лестнице, чтобы достать банан. Каждый раз, когда новая обезьяна пыталась подойди к лестнице, ее останавливали. Многие обезьяны, которые били её, даже не знали, почему им не разрешалось подняться по этой лестнице и почему они бьют новую обезьяну. Они ее били просто потому, что нельзя!
На мой взгляд, этот опыт красиво показал природу многих табу, присущих нашему обществу! Если задуматься, многие нормы нашего общества выглядят устаревшими. Особенно это бросается в глаза, когда приезжаешь в страну с другой культурой, и смотришь на образ жизни "свежим взглядом". И спорить с людьми против их "табу", заложенных с детства, невозможно - такие споры с анти-прививочниками, креационистами и просто анти-все вы легко найдете по всей сети интернет. Теперь вы можете попробовать проанализировать споры с ними с новой точки зрения - держа в уме опыт, описанный выше.
Также стоит помнить, что по сути все обучение, в том числе и наука, базируются на очень схожих принципах. И когда в очередной раз происходит прорыв в экспериментальной науке - это значит, кто-то из исследователей не послушал многочисленные указания, и посмотрел на проблему под иным углом. Нас никого не убивало током - но мы не лезем внутрь розетки и не разрешаем это своим детям - это примитивный пример такого подхода.
Второй интересный результат этого эксперимента - табу присущи не только людям, но и животным (по крайней мере, обезьянам). Внимательно рассмотрев условия опытов, мы видим что там не делалось ничего, что не может происходить по случайностям в дикой природе. И с тех пор, как я впервые узнал об этом эксперименте, я отслеживаю похожие новости от зоологов. Если кто знает похожие примеры - пожалуйста дайте ссылки в комментариях.
Суммируя, я считаю этот опыт одним из самых изящных, который дает ответы на многие вопросы, до это считавшихся объектом философов, мыслителей - но уж никак не экспериментаторов. Но применять этот эксперимент для обличения оппонента в споре не стоит - потому что все мы выросли и воспитанны на миллионах табу, первопричины которых довольно туманны. И наверное, этого и не надо.
P.S. Обязательная ремарка: видно, что этот опыт проводили психологи или нейрофизиологи, но найти оригинальную научныю статью мне так и не удалось. Возможно кто-то может мне помочь?
UPD. Нашелся оригинал: Stephenson, G. R. (1967). Cultural acquisition of a specific learned response among rhesus monkeys. In: Starek, D., Schneider, R., and Kuhn, H. J. (eds.), Progress in Primatology, Stuttgart: Fischer, pp. 279-288. (ссылка)
...
...
Здесь так принято
...
...
опровержение тут
...
и тут
...
Опыт с шимпанзе, самоограничение блох и иерархия у крыс
Несколько показательных экспериментов поведенческой психологии животных. Выводы сделанные исследователями весьма точно описывают социальную модель поведения человека.
ОПЫТ С ШИМПАНЗЕ
Опыт №1
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.
Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).
И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Опыт №2
В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.
Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.
Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.
Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.
В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.
Этот опыт был проделан с целью изучения группового поведения на предприятии.
САМООГРАНИЧЕНИЕ БЛОХ
“В бокале находятся блохи. Край бокала как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть через него. Затем на бокал кладут стекло, закрывающее выход. Сначала блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинить себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не удариться о крышку. Через час нет ни одной блохи, которая бьётся о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка. Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы бокал был закрыт.
Здесь вы указываете на одну из самых больших проблем человечества. Очень немногие люди способны понять происходящее. Они говорят то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они с жаром защищают, если им противоречат. Однако они могли бы посмотреть и подумать, чтобы увидеть мир таким, каков он на самом деле, а не таким, каким его хотят показать.
Как сделать, чтобы блохи прыгали выше, чем привыкли?”
(Б.Вербер, “Мы, боги”).
ИЕРАРХИЯ У КРЫС
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть крыс с целью изучить их плавательные способности. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который было необходимо переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей. Вскоре выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой роли. Там было два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения.
Две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей. По возвращении в клетку два эксплуататора били их до тех пор, пока они не отдавали свою еду. Лишь когда они насыщались, эксплуатируемые имели право доесть за ними. Эксплуататоры никогда не плавали. Они ограничивались тем, что постоянно давали взбучку пловцам, чтобы наесться досыта.
Автоном был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу и, не дав ее эксплуататорам, самому же и съесть. Наконец, козел отпущения не мог плавать и устрашать эксплуататоров, поэтому доедал оставшиеся крошки.
То же разделение — два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения — вновь появилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.
Чтобы лучше понять этот механизм иерархизации, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Они дрались всю ночь. Наутро были распределены те же роли. Два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения, автоном. Такой же результат исследователь получил, поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых, шесть автономов и шесть козлов отпущения.
Каковы бы ни были индивидуумы, они всегда в конце концов распределяют между собой роли. Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром трех крыс с содранной кожей нашли распятыми на сетке. Мораль: чем больше численность населения, тем больше жестокости по отношению к козлам отпущения.
В то же время, эксплуататоры в большой клетке создали иерархию заместителей, чтобы навязывать свою власть с их помощью, а самим даже не утруждать себя, напрямую терроризируя эксплуатируемых.
Исследователи Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных. Они пришли к выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые, а как раз наоборот, эксплуататоры. Они, несомненно, опасались потерять свой статус привилегированных и быть вынужденными однажды самим начать работать.
Ген всевластия. Эксперименты с крысами Дидье Дезора
...
ВОСПИТАННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
Последователи академика Павлова поставили эксперимент на собаках. Эксперимент проводился таким образом.
В три клетки поместили трёх одинаковых собак.
Первую собаку мучали электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били элекричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.
Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почёсывалась.
Дальше всех трёх собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, жестокие учёные снова включили электричество.
Третья собака, которую не мучали вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, пошарилась по клетке в поисках кнопки и, не найдя её, тоже выпрыгнула. Первая собака... легла на пол клетки и начала жалобно скулить.
Состояние первой собаки зоопсихологи назвали "воспитанная беспомощность". Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки -- она знала, что это у неё не получится - остановить жгущее электричество невозможно.
Источник: Эдмонд Уэллс «Энциклопедия относительного и абсолютного знания»
...