Эмансипация как способ социального иждивенчества
Лариса Баграмова
Исторические аспекты эмансипации как способа реализации женщиной естественного права социального иждивенчества
Вступление
Основная часть
1. Первобытное общество: женщина как родительница и воспитательница детей племени
2. Времена античности: женщина как напарница мужчины в отправлении религиозных культов
3. Древняя Русь: женщина как источник духовности
4. Горный Дагестан XIX – начала XX вв.: женщина как полноправная участница хозяйственно-социальной жизни общества
5. Права и льготы женщины современного социально развитого государства: избыток женских привилегий как причина дискриминации мужчин
6. Вклад женщины в современную экономику и науку: традиционная недостаточность творческой и производительной эффективности женщин по сравнению с мужской долей участия в общественном производстве
7. Отличие сферы социальных прав от сферы социальной ответственности: желание женщин получить дополнительные права и льготы без возможности принятия на себя дополнительных социальных обязанностей
8. Властно-политический заказ на искажённую ментальность современных граждан экономически развитых сообществ: формирование в обществе ложных установок в распределении естественных социальных ролей между мужчиной и женщиной
9. Перспективы развития гендерных отношений: мужская миссия «служения женщине» как способ социально-биологического самоубийства
Заключение
Положение женщины в семье и обществе, её социальный, экономический и правовой статус тесно связаны с характером самого общества, его культурой и общим развитием. На протяжении тысячелетий эта тема занимала умы самых выдающихся мыслителей. Пожалуй, из всех социальных вопросов именно «женский» исторически является самым актуальным.
В разные исторические эпохи, в разных культурах и сообществах отношение к женщине не было одинаковым, как являлось различным и само её положение. Однако, несмотря на огромное многообразие в статусе и социальной роли женщины, традиционно считается, что она всегда занимала в обществе по сравнению с мужчиной второе, всецело зависимое от него место. По свидетельству американского антрополога Эвелин Кесслер, ни один учёный не обнаружил, вопреки мифам об амазонках, матриархате и прочих, такой культуры, в которой женщина всецело обладала бы браздами политического и экономического правления. Если же она всё же призывалась к власти в отсутствие взрослых мужчин-наследников, то вынуждена была играть по мужским правилам, выполняя при этом, хотя бы внешне, роль самого мужчины. Египетская царица Хатшепсут, например, даже носила приклеенную бороду, поскольку её подданные привыкли видеть на месте правителя человека исключительно мужского пола.
Почему же общество устроено именно таким образом? Почему век за веком, тысячелетие за тысячелетием именно мужчина играет в нём роль первой скрипки? Как и почему такое положение вещей ущемляет права женщин? Если, конечно, оно вообще каким-то образом ограничивает их права…
Если оглянуться назад в историко-социальном аспекте, можно заметить, что всё развитие человечества основано на мужском влиянии на события и неизменно движимо чувством мужского же превосходства – над обстоятельствами, конкурентами, партнёрами. Существующий в настоящее время общественно-экономический порядок – это детище продолжительного, непрерывного ряда поколений мужчин, производная их мужского взгляда на должную суть вещей, плод труда мужских рук и мужского интеллекта.
Давайте посмотрим вокруг: здания, в которых мы живём, сделаны руками мужчины; автомобили, на которых мы ездим, сделаны руками мужчины; стулья, на которых мы сидим, сделаны руками мужчины; компьютеры, в мониторы которых мы сейчас смотрим, сделаны руками мужчины, – львиная доля всего, чем мы пользуемся, сделана именно мужскими руками.
Правда, сейчас много и со вкусом говорят о вступлении человечества в эпоху новой ментальности, когда на смену доминирующего мужского влияния и ответственности приходит пресловутое равноправие полов. Меняются не только и не столько орудия производства, сколько средства коммуникации и общественного взаимодействия, темп жизни и социальные цели, соответственно, меняется и самоощущение человека в этом мире. Физический труд уступает место интеллектуальному, военные методы – юридическим договорённостям, приоритеты от технологий добычи материальных ресурсов переходят к институту общественных отношений... Вместе с этим в социуме действительно претерпевает постоянные изменения и политический, и экономический вес женщины.
Но становится ли при этом принципиально иной её социальная роль? Действительно ли женщина забирает штурвал из рук мужчины и начинает нести за ним на борту корабля жизни свою, самостоятельную вахту? Давайте проследим за изменениями экономического положения женщины и её социального статуса с древнейших времён до наших дней.
Разумеется, все сведения о самом начальном этапе становления человеческого общества в связи с естественным отсутствием письменных источников об этих временах следует считать в той или иной степени умозрительными. Однако делать какие-либо выводы о жизни первобытных людей возможно и на примере современных нам дикарей. Рассмотрим факты, относящиеся к особенностям их социальных и семейных отношений, а также к понятию о собственности.
Во всей жизни первобытных племён огромную роль играли половые и возрастные различия. Не только в хозяйственной стороне жизни, но и в других, качественно различна роль мужчин и женщин, взрослых и детей. Вопреки распространённому мнению о засилье матриархата в древнейших сообществах и несмотря на действительно значительную роль женщины в хозяйственной деятельности, она далеко не везде занимала господствующее или хотя бы особое положение.
В сохранившихся до сегодняшнего дня первобытных племенах роль женщины очевидно неоднозначна. Так в племенах, обитающих на острове Новая Гвинея в Океании, женщины не представляют собой особой ценности. Племена эти находятся на уровне каменного века. У племени ку-ку-ку-ку социальная структура такова: мужчины, затем свиньи (основной продукт питания, разведением которых заняты женщины) и только потом сами женщины. Ниже женщин по социальному статусу оказываются только те юноши, что не смогли пройти испытаний во время инициаций. Но последние и вовсе не рассматриваются как люди, они едва ли не изгои общества. По отношению к ним со стороны полноправных членов племени возможно любое действие, вплоть до убийства.
Однако брак в этих сообществах ценится традиционно высоко. Посредством брака укрепляется племя, рождаются дети, из которых потом вырастут новые воины. Племя очень воинственно, а потому к браку стремятся. Брак ознаменовывается рядом ритуалов, призванных укрепить семью и наделить данный союз особой плодовитостью.
Так же высоко ценится брак и в племенах первобытных людей в Мезоамерике. Семья там главная экономическая и социальная единица. Нравы у этих народов мягче. К женщине относятся как к нежному и ценному имуществу, хотя и второго сорта. В племени намбиквара мужчины говорят о женщине доброжелательно и с состраданием. В личных взаимоотношениях мужчина к женщине внимателен, и «мужское бахвальство уступает здесь место совместным действиям двух партнёров, отдающих себе отчёт в той главной ценности, какую они представляют друг для друга».
Женщина чрезвычайно важна в жизни сообществ еще и потому, что часть функций, которые она выполняет, никто кроме неё выполнить не может. Так женщины не только рожают, но растят и воспитывают ребятишек. Во всяком случае, все дети до определённого возраста находятся при женщине, тогда как мужчины уходят с утра на охоту или весь день проводят в мужском доме и не имеют никакого отношения к подрастающему поколению. Только когда ребёнок уже достаточно подрос, чтобы можно было начинать готовить его к взрослой жизни, тогда к его воспитанию подключаются и мужчины.
При этом различия в восприятии той и другой половой роли довольно серьёзные, что подчёркивается также в судьбе, которая ждёт мужчину и женщину после смерти. Так намбиквара считают, что после смерти души мужчин воплощаются в ягуаров, а души женщин рассеиваются в небе...
Из приведённого выше текста становится очевидно, что роль мужчины и женщины в первобытном обществе отличается принципиально. И эти самые отличия естественным образом направлены на обеспечение женщинам защиты и покровительства со стороны мужчин как хранительницам очага и воспитательницам детей племени. И хотя основными добродетелями «прекрасного пола» уже тогда считаются покорность, робость, сдержанность, умение приспосабливаться к характеру мужа, все физические и социальные усилия со стороны последнего направлены прямиком на служение своей женщине и защиту её и её потомства от неблагоприятных жизненных обстоятельств...
Далее, во времена развития социума до образования крупных родовых сообществ и появления первых городских поселений, ситуация в плане распределения полово-социальных ролей принципиально не меняется. Однако методы экономического обеспечения мужчинами своих женщин становятся более прогрессивными, а сами женщины теперь вовлекаются в духовно-религиозную жизнь сообщества на правах полноправных участниц. Рассмотрим особенности социального положения мужчин и женщин в древнем языческом обществе на примере Греции и Италии.
Верования, относящиеся к мёртвым, и воздаваемый им религиозный культ определили собой строй древней семьи и дали ей большую часть её постановлений и законов. Семья как культ могла продолжаться только через мужское потомство; факт весьма важный, последствия которого мы увидим ниже.
Нужно заметить, что религия очага и предков, передававшаяся от мужчины к мужчине, не принадлежала, тем не менее, исключительно мужскому полу: женщина тоже принимала участие в культе. До замужества как дочь она присутствовала при совершении религиозных обрядов отцом, а выйдя замуж – при совершении их мужем. Религия эта научила людей, что брачный союз есть нечто иное, чем отношение двух полов и мимолётная страсть; она соединила супругов могучими узами одного и того же культа, одних и тех же верований.
Брак являлся, таким образом, актом чрезвычайной важности для всякой девушки и не менее важным для её будущего мужа; ведь религия требовала, чтобы только человек, рожденный у очага, имел право служить ему; мужчина же хотел привести к нему женщину постороннюю. С ней вместе он теперь исполнял таинственные обряды своего культа, ей открывал он ритуал и говорил слова священных молитв – всё, что составляло родовое наследие его семьи. Это наследие являлось самым драгоценным, чем он обладал, – эти боги, эти обряды, эти гимны, полученные им от отцов, они охраняли его в жизни, они давали ему богатство, счастье, добродетель. И вот вместо того, чтобы хранить для себя эту благодетельную силу, как хранит дикарь своего идола или свой амулет, он допускал к своему алтарю постороннюю женщину, чтобы разделить её с ней...
В связи с чрезвычайной важностью для древнего человека процедуры перемены религиозной принадлежности церемония заключения брака была так торжественна и порождала столь важные последствия, что нечего удивляться, если люди считали её возможной и дозволенной только для одной женщины во всяком доме. Такого рода религия не могла допустить полигамии (многожёнства). Каждая индивидуальная женщина была слишком значима для культово-религиозной жизни своей семьи, чтобы было возможно без крайне важных на то причин заменить её другой женщиной.
Понятно поэтому, что подобный союз считался нерасторжимым, а развод являлся практически невозможным. Брак делался для женщины актом второго рождения; с этого момента она дочь своего мужа, filiae loco, как говорят юристы. Здесь следует привести смысл понятия «эмансипация», который вкладывается в этот термин относительно социальных явлений античного мира. Эмансипация женщины – это отрешение её от отцовского культа, которое сопровождалось затем посвящением в культ новой семьи посредством замужества. Такая двухступенчатая процедура была необходима по той причине, что согласно древним верованиям, нельзя было относиться одновременно ни к двум семьям, ни к двум домашним религиям, и потому жена принадлежала всецело семье и религии своего мужа.
Последствия этого закона мы увидим в праве наследования. Дочь была неправоспособна продолжать религию отца, потому что, выходя замуж, она отрекалась от религии отцов, чтобы принять религию мужа; следовательно, она не имела никакого права и на наследство. Правда, не следует забывать, что незамужняя девушка находилась под вечной опекой брата или его родственников-агнатов, что она находилась под этой опекой всю жизнь, и потому всё равно не была обделена материально.
К тому же, люди очень рано нашли возможность обойти этот закон и примирить религиозное предписание, запрещавшее дочери наследовать, с естественным чувством отца, желавшего дать ей возможность пользоваться его состоянием. Это особенно поразительно в греческом праве. Афинское законодательство стремилось совершенно ясно к тому, чтобы дочь, не имея сама прав на наследование, вышла, по крайней мере, замуж за наследника. Если, например, покойный оставлял сына и дочь, то закон разрешал брак между братом и сестрой, при условии, что те не были детьми одной матери. Брат, единственный наследник, мог по своему выбору жениться на сестре или дать ей приданое. Если у отца была единственная дочь, то он мог усыновить себе сына и выдать за него замуж свою дочь. Он мог также назначить себе по завещанию наследника, который должен был жениться на его дочери.
Необходимость удовлетворить требованиям религии, соединенная с желанием спасти интересы единственной дочери, заставила мужчин найти ещё один выход. В этом отношении удивительно сходятся между собой право афинское и право индийское. В Законах Ману мы читаем: «Тот, у кого нет детей мужского пола, может возложить на свою дочь обязанность дать ему сына, который станет его сыном и будет исполнять в его честь погребальные обряды». Тот же обычай существовал и в Афинах: отец мог продолжить своё потомство через дочь, отдавая её в жены с этим именно условием. Сын, родившийся от такого брака, считался сыном отца жены, следовал его культу, присутствовал при совершении религиозных обрядов и, позже, заботился о его могиле.
Вышеназванные факты говорят о том, что и в последующие после первобытных, древнейшие времена усилия мужской половины человечества по-прежнему были направлены не только на то, чтобы соблюсти соответствующие духу времени религиозные традиции, но также и на то, чтобы вопреки им обеспечить своих женщин надёжным экономическим тылом и социальным статусом. Причём потребность в этой заботе была настолько сильна, что заставляла их изобретать весьма изысканные способы обхождения прямых требований религиозных законов...
Далее, во времена расцвета феодализма, роль женщины как в экономической, так и в духовной жизни общества становится ещё более значимой. Рассмотрим её на примере сведений о положении женщины в древнерусской семье Х–ХV веков, особенностях заключения и расторжения брака, а также праве женщин на владение и распоряжение имуществом.
В целом картина жизни русской семьи этого времени и положения в ней женщины вовсе не столь уж мрачна, как мы нередко привыкли себе представлять, говоря о патриархальном быте с деспотической властью «главы дома». Женщина в славянском обществе понималась не как человек второго сорта, но как совершенно иной, отличный от мужчины, человек, как самостоятельная социальная сила.
Отсутствие права свободного выбора женщиной жениха часто рассматривается как серьёзный аргумент в пользу тезиса о приниженном социально-правовом положении русских женщин в X–XV веках. Однако это не являлось ограничением прав именно женщин: брачные дела сыновей, как правило, тоже вершили родители. В источниках есть свидетельства того, что на Руси интересы вступающей в брак женщины всё же учитывались ее родственниками. А заключение «вольными» женщинами в XV веке браков с представителями непривилегированных сословий является неоспоримым свидетельством самостоятельного решения ими этих вопросов. До нас дошла, например, духовная Остафия Ананьевича, в которой большинство жён холопов и их дочери названы свободными, хотя сыновья от этих браков остались рабами, поступив в собственность холоповладельца. В записи «О разлучении» жене предоставляется право расторжения брака, если муж скрыл свое холопство, а мужу аналогичное право не даётся.
К концу XIII века согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном договоре. Даже в случае, если невесту «инь некто прельстит и осквернит», жениться на ней закон повелевал обручённому жениху. Сохранение невинности до брака закон не рассматривал как условие для его заключения. Девственности церковный закон требовал лишь от будущих жён представителей клира, а с людей мирских предписывал лишь взимать штраф в том случае, если «замуж пошла нечиста».
С развитием феодального права женщина получила даже право развода по причине неверности супруга. Правами на развод по физиологическим причинам обладали равным образом обе стороны. Этот повод к разводу был официально признан уже в XII веке. В случае разлучения по этой причине женщина уходила из семьи со всем своим имуществом. Примечательно, что самовольный уход из семьи практиковался на Руси и мужчинами, и женщинами. Нередкими в древнерусском семейном и юридическом быте были случаи «оставления» супруга и венчания с другим по причине долгого отсутствия мужа.
В отношении к положению женщины в обществе крайне интересна и противоречива роль христианской церкви, реальное влияние которой на Руси пришло на смену ранее господствовавшему языческому только к началу ХVI века.
Епитимья – средневековая универсальная оценка поведения человека, позволяла священнослужителям регламентировать даже физиологическую сторону внутрисемейных отношений. Однако в определенной мере это способствовало развитию культуры сексуальной жизни в браке и объективно содействовало охране здоровья женщины. Узаконивая венчальный брак, церковь выступала в качестве регулятора в решении матримониальных дел: церковные законы устанавливали определенные наказания за насильственную или несвоевременную выдачу замуж, за моральное оскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты или за несоблюдение других условий, необходимых для заключения брака, что, в конечном счёте, отвечало интересам женщины. Узаконивание каноническими памятниками различных поводов к разводу, правом на который в древнерусском государстве обладали женщины разных сословий, также свидетельствует об относительно высоком для средневековья юридическом статусе древнерусских женщин.
Вместе с тем именно христианская церковь стремилась утвердить мораль «социального торможения», покорности и подчинённости женщины. Власть мужа над женой трактовалась церковниками как закон, соответствующий иерархичности построения сословного государства: «истинно жёнам глава муж, мужу – князь, а князю – бог». Женщина в идеальной супружеской чете, рисуемой церковниками, неизменно была покорной, тихой, смиренной, безмолвной. В реальной действительности вопрос о семейной власти часто решался иначе. Летописцы отметили случаи, когда в княжеской семье именно жена обладала правом решающего голоса.
Духовный микроклимат в древнерусской семье, по мнению авторов многочисленных поучений, зависел именно от женщины: «подобает жене мужа своего имети аки главу на плечах, а мужу жену свою – аки душу в теле». Неслучайны поэтому обращения в памятниках: XII–XIV веков к мужьям: «не лишайте себе совещания жён своих... всё творите послову с жёнами своими». Церковные поучения требовали от детей уважения к матери: «вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родилеси»; «не забывай материя труда, еже о чадех печаль и болезнь».
Церковь исходила из того, что со смертью мужа жена теряла своего опекуна, и поэтому рекомендовала оказывать вдовам снисхождение. Нередко завещатель специально оговаривал «передачу» жены под опеку ближайшего родственника по мужской линии или духовного лица. В большинстве же случаев, как подтверждают многие источники, древнерусские женщины, став вдовами, обладали полнотой власти в отношении завещанного им имущества. Первое упоминание о полномочиях женщин на владение определённой собственностью содержит уже один из наиболее ранних юридических памятников – Договор 911 года князя Олега с Византией, утвердивший право женщины сохранить за собой часть общего с мужем имущества даже в случае, если муж совершил убийство и предстал перед законом. Ещё более интересна статья Русской Правды, устанавливающая наличие у древнерусских женщин не только наследственных прав, но и права женщины в отличие от своего мужа выбирать, кому из детей передать своё наследство.
Из всего вышесказанного возможно сделать однозначный вывод о том, что и во времена средневековья общественные и экономические потребности женщин на Руси находили живой отклик в сердцах их мужчин-современников. Мужчины отнюдь не считали женщин более нечистыми или менее достойными по сравнению с самими собой. А действующая религия, несмотря на попытки насадить в общественном сознании миф о подчинённой роли женщины, там не менее, даже в этих попытках неизменно стояла на страже её интересов. В средние века именно церковь как представитель государственной власти гарантировала русской женщине её экономические права, социальный статус, уважение и защиту.
Даже согласно такому патриархально-властному документу ХVI века, как «Домострой», по уложениям которого женщина теряла многие права, ранее обеспеченные ей язычеством, она при этом оказывалась всемерно защищена авторитетом мужа, который понимался одновременно субъектом и объектом права и мог как отвечать за свою жену перед законом, так и осуществлять закон внутри собственного дома.
Возможно ли, что такое положение было обеспечено влиянием исключительно православной церкви и христианской религии? Факты говорят о том, что и ислам, вопреки активно распространённому ошибочному мнению о негативном отношении этой религии к независимому положению женщины, всегда предоставлял ей серьёзную степень общественной свободы. Очень интересными оказываются сведения, описывающие социальное положение и имущественные права женщин одной из мусульманских стран, а именно, Горного Дагестана XIX – начала XX вв. Рассмотрим положение женщины в традиционном дагестанском обществе, её роль и место в семейной и общественной жизни.
Прежде всего, необходимо заметить, что положение женщин Дагестана было отнюдь не таким, каким оно предстает в описаниях многочисленных дореволюционных авторов, главным образом русских, имевших возможность в той или иной мере наблюдать их жизнь и быт, а также в трудах исследователей советского времени. В их представлении дагестанская женщина, и особенно горянка, – существо забитое, обременённое многочисленными трудовыми обязанностями, не имеющее никаких прав в семье и в обществе, униженное всевозможными ограничениями. Однако фактически сфера деятельности дагестанки была огромной. Рассмотрим особенности экономического, социального и семейного положения женщины Дагестана на примере одной из его частей, а именно, Горного Дагестана.
В Горном Дагестане женщина традиционно была активно задействована в производственном и общественном процессе. Горянке принадлежало значительное место в семье и исключительная роль в хозяйстве. Помимо многочисленных домашних забот ей приходилось выполнять большинство работ в поле, а также она была задействована во многих промыслах. От труда горянки нередко зависело благосостояние семьи. В связи с этим её положение по свидетельству почти всех этнографов, занимавшихся исследованием жизни дагестанских женщин в горах, отличалось большой самостоятельностью и свободой. Независимой горянку делало и обладание собственным имуществом, которым она обзаводилась, выйдя замуж. В качестве кебинного (послеразводного – Л.Б.) обеспечения, приданого, а также в качестве наследственной доли, которая причиталась ей по шариату, горянка получала, как правило, землю. Обладание земельной собственностью и свободное распоряжение ею делало жительницу Горного Дагестана самостоятельной во многих вопросах, касавшихся её имущественного положения.
Правовая активность горянки, несмотря на определенные ограничения, была достаточно высока. В целом ряде обществ Горного Дагестана женщина могла лично подать жалобу и выступить в качестве свидетельницы в суде. Правда, присягу за неё принимал, как правило, её муж или другой близкий родственник-мужчина. Общество и принятые в нем законы стояли на защите чести и достоинства женщины. В ряде случаев санкции общества за преступления или антиобщественные действия, совершённые против женщин, были гораздо более строгими, чем за аналогичные действия против мужчин (нанесение побоев, бранные слова).
В общественной жизни села она принимала самое непосредственное участие. Общественные институты, регулировавшие жизнедеятельность сельской общины (взаимопомощь, гостеприимство, кровная месть), были немыслимы без участия в них женщин. Горянка свободно распоряжалась своим временем. В Горном Дагестане бытовое и дружеское общение между полами было достаточно свободным, особенно среди молодежи, хотя и находилось при этом под контролем сельского общества и регулировалось нормами обычного права и шариатом. Женщина принимала также активное участие в празднествах и в различных обрядовых действиях.
О высокой роли мнения женщины, о её духовном воздействии на формирование общественной нравственности не только в Дагестане, но и в среде других народов Кавказа говорит, в частности, и известное стихотворение русского поэта М.Ю.Лермонтова «Беглец», по сюжету которого не только друг-мужчина, но также и возлюбленная, и мать чеченского воина, трусливо бежавшего с поля боя, бескомпромиссно и самовластно отказали тому в приюте и понимании.
Вышеприведённые факты позволяют со всей очевидностью удостовериться в том, что положение женщины и в древнейшие времена, и в не столь отдалённом от нас прошлом в значительном ряде случаев являлось достаточно статусным и социально обеспеченным. А притязания насильственного и уничижительного характера со стороны мужчин были связаны не только и не столько с чувством их превосходства над женщинами и с половой принадлежностью последних, но с общим уровнем культуры и ментальности общества. Причём, если принимать в расчёт особенности мировоззрения и быта людей прошлых столетий, можно со всей ответственностью заявить, что религия всегда играла роль регулирующего фактора в гендерных отношениях в интересах самих женщин.
Начиная же с момента зарождения капиталистического строя и начала прогрессирования в научно-философских воззрениях общества атеистических взглядов, религия перестаёт исполнять функцию регулятора в стремлении женщин к обретению политических свобод, экономической независимости и прочных социальных гарантий, не зависящих более от их семейного положения, – и отдаёт эту прерогативу практически целиком в руки государства. И с течением времени в исторической «борьбе женщин за свои права» на первый её план всё более явственно выступают новые тенденции, инициируемые и поддерживаемые при этом самим государством. А именно, обеспечение прочного экономического статуса, получаемого конкретной женщиной уже не от конкретного мужчины или мужского сообщества, а всё более и более от самого государства как обобщённого и централизованного мужского начала. При этом заботу о детях предлагается передать тому же самому государству! Что наглядно демонстрируется примером ювенальной юстиции, всё более упрочивающей своё положение в европейском сообществе при активной и неизменной поддержке властных структур. Так что существовавший в прежние века подход к детям как будущим личным кормильцам в условиях государственного социального обеспечения предлагается оставить в прошлом, а проблемы подрастающего поколения вывести за рамки индивидуальной семьи и придать им государственный статус.
В самом деле, весь дальнейший ход такого активно развивающегося в последнее время общественного явления, как женская эмансипация, доказывает истинность этих опасений. Эмансипация, как она понимается в современном аспекте, – это освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах: обычно это предоставление женщинам равноправия с мужчинами в области общественной и трудовой деятельности. Эмансипация провозглашается, таким образом, как освобождение женщин от духовной зависимости от мужского пола и, как следствие, завоевание ими юридической, экономической, моральной и культурной независимости и свободы.
Принято считать, что процессы возрастания социальной активности женщин и усиления их роли в сфере общественного производства начались в странах Европы, а затем и в США где-то с середины 18 века, а затем по нарастающей интенсивности начали протекать во многих других странах и континентах.
Более ста лет назад на I Всероссийском Женском съезде в 1908 году женщины заявили о необходимости для себя, прежде всего, политических прав. Пять лет спустя, впервые отмечая Международный женский день 8 марта, они потребовали соблюдения своих прав гражданки, труженицы и матери. Эти требования русских женщин-работниц основывались на научных выводах, сделанных А.М.Коллонтай, которая, изучив положение женщин в России и исследовав законодательство в отношении них в европейских государствах, обосновала необходимость участия государства в защите прав женщины-труженицы, женщины-матери.
Практика показала, что женщины по многим аспектам преуспели в своих претензиях к государству. Каковы на данный момент права и возможности нашей современницы, а также предоставляемые ей в связи с её половой принадлежностью льготы? Рассмотрим этот вопрос на примере России.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, женщина в силу своих функциональных особенностей имеет такие трудовые льготы, как стаж в период послеродового отпуска и отпуска по уходу за ребёнком. Помимо этого ей предоставлено право на возможность сокращённого рабочего дня, а также законодательно запрещено работать на вредном производстве. У российских женщин более ранний выход на пенсию, чем у мужчин. Ограничен труд женщин в ночное время, сверхурочные работы, работы в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» женщины освобождены от обязательной воинской повинности.
Согласно Уголовному кодексу, женщина не может быть приговорена к смертной казни. По целому ряду статей отбывание наказания может быть отсрочено, а впоследствии сокращено или отменено для беременных женщин или женщин, имеющих детей младше 14 лет. Подозреваемые или обвиняемые женщины могут содержаться в местах заключения вместе со своими детьми младше трёх лет, причем для них организуются улучшенные материально-бытовые условия, специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, снимаются ограничения по времени на ежедневные прогулки и запрещается водворение в карцер. Беременные и женщины, имеющие детей, имеют право на дополнительные продовольственные посылки и передачи, а также специализированную медицинскую помощь. Помимо этого в российском законодательстве существует особая статья, согласно которой «убийство матерью новорождённого ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорождённого ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это единственная исключительно «женская» статья Уголовного кодекса, все остальные в равной степени затрагивают оба пола.
В принципе, никаких дополнительных льгот у «слабой половины человечества» в нашей стране не имеется, во всяком случае, законодательно...
Однако практика показывает иное, а именно, что за одно и то же преступление при прочих равных обстоятельствах меньший срок в суде получит именно женщина. Также согласно российской судебной практике, несовершеннолетние дети в большинстве случаев остаются при разводе с матерью, причём вне зависимости от её материального положения. Случаи возложения на мужчину обязанностей по содержанию после развода не только детей, но и бывшей жены (во всяком случае, до достижения младшим ребёнком трёхлетнего возраста) – не редкость.
Согласно статистике, практика семейного насилия мужей над жёнами по-прежнему носит массовый характер, однако, нет никаких реальных данных, какое количество среди них относится к оговорам и лжесвидетельствам. Популярные обвинения в херрасменте и ложные обвинения в изнасиловании, бытующие в современном обществе, по факту основаны на презумпции виновности мужчины. А носящие характер шантажа претензии женщин в причинении им физического насилия несексуального характера можно охарактеризовать и как свободно реализуемое женщиной право упечь неугодного ей мужчину за решетку, опираясь на карающую мощь государства. Например, в советские времена достаточно было простого заявления женщины, чтобы осудить вступившего с ней в связь мужчину за изнасилование. Огромное количество мужчин сидело в лагерях за то, что они ударили жену во время семейной ссоры или по ложному обвинению в сексуальных домогательствах. И ещё большее число мужчин вынуждены были жениться или откупаться от сексуальной партнерши под угрозой тюремного заключения.
Таким образом, как следует из буквы закона и сложившейся судебной практики, женщинам в нашей стране предоставлен целый ряд льгот и послаблений в связи с их принадлежностью к определённому полу. Причём, если в ряде случаев такая забота напрямую связана с заботой об их малолетних детях, то в остальных – это льготы, предоставляемые женщине исключительно на том основании, что она женщина.
Правда, в последнее время общественная мысль о предоставления именно женщинам дополнительных правовых полномочий на основании принадлежности их к «слабому полу» становится менее популярной и заменяется ещё более «прогрессивной» – идеей абсолютного уравнивания полов как в правах, так и в социальных обязанностях. Во всяком случае, в призывах и политиков, и социологов всё чаще встречаются напоминания о необходимости признать равную значимость профессионального труда, семейно-бытовых функций, общественно-политической деятельности как для женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции, формировать национальные программы, расширяющие для женщин выход в сферу профессиональной и общественной деятельности, а для мужчин – в сферу семьи и воспитания детей.
Рассмотрим социально-гендерные аспекты этого явления как процесса всё большего стирания психолого-функциональных различий между мужчинами и женщинами.
Ни для кого не секрет, что несколько последних десятилетий граница между многими сферами жизни, традиционно до этого считавшимися исконно «мужскими» и «женскими», является по большей части условной. Женщины занимают руководящие должности, вплоть до высших постов государств и международных организаций, поднимают на спортивных соревнованиях штангу и носят одежду, ранее считавшуюся исключительно мужской, – а мужчины уходят в отпуск по уходу за ребёнком, ведут домашнее хозяйство и красят волосы.
Совместное образование мальчиков и девочек неизменно способствует ещё бол
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ