...
Посмотреть изображение в оригинале...
В отличие от большей части «советских праздников» Международный женский день превратился в домашнее торжество и потому прижился в новой эпохе.
Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.“
Международный женский день в России — праздник странный. Возникнув, как день борьбы за женское равноправие, он постепенно дрейфовал в сторону праздника женщины в самом антифеминистском смысле слова.
В мире его отсчет ведется с выступления женщин Нью-Йорка 8 марта 1908-го года за политические и экономические права. Часто в качестве отправной точки празднования называют инициативу Клары Цеткин, предложившую в 1910 году отмечать этот день борьбой за женское равноправие. Особенной популярностью праздник пользовался до 20-х годов ХХ века. Война, Великая Депрессия и пришествие фашизма в Европу несколько снизили остроту «женского вопроса», но в 60-е годы популярность его вновь возрастает. Решением ООН с 1975 года он отмечается как Международный день борьбы за права женщин. В этот день в странах Европы, Америки и множестве других стран проходят мероприятия, связанные с противостоянием дискриминации по половому признаку. Где-то, как и в России, этот праздник стал государственным и выходным. В Лаосе — это выходной день только для женщин. В Китае женщины в этот день работают меньше, чем мужчины. В Таджикистане — это День Матери. В Армении — день материнства и красоты.
История феминизма
Роль женщины в традиционном обществе всегда была высока. Именно она организует быт, распоряжается в доме, осуществляет сложнейшие внутриродовые коммуникации, организует брачные союзы и, во многом, саму экономику домохозяйства. Мужчина берет на себя функцию защиты. С появлением государств Нового времени с их обилием «несемейных» социальных институтов, жестким разделением публичной и приватной сфер ситуация начинает меняться.
«Брачную дипломатию» Средневековья сменяет профессиональная дипломатия и политические союзы, заключенные на иных основаниях. Раньше кровные узы гарантировали добросовестность партнера. Новый капитализм нашел им замену в виде акционерных обществ и государственных гарантий. Даже идеал многодетности, как средства обеспечения в старости, сменяется алиментарной системой. Отношения между мужчиной и женщиной потеряли жесткую утилитарную привязку и приобрели романтический оттенок. Вполне маргинальная культура трубадуров начинает выступать образцом в отношениях между полами, закрепляя место женщины в приватном пространстве. Приватная среда теряет престиж, но она еще занимает большую часть времени женщины. Для публичности у нее не остается сил. Возникает представление об «изначальной» неполноценности женщины, ее «предназначенности» для семьи. Для благополучных социальных слоев это проявлялось в запрете на публичные формы самореализации, для базовых слоев населения в дискриминации в оплате труда, найма на работу и т. д.“
Революция в организации быта, произошедшая в Европе на заре XX века, освободила время женщин. У них появляется возможность для выхода в публичное пространство. Но это пространство не предполагало существования в нем женщин.
Здесь и возникает ощущение несправедливости этого мира. Потому ранний феминизм был тесно связан с революционным движением, сражающегося с тем же «миром насилия». В России ситуация не особенно отличается. Появляются женщины-педагоги, врачи, ученые. В 1913-м году в России проходит первая конференция, посвященная дню борьбы за права женщин. Постепенно в борьбу втягивались женщины-работницы заводов. Движение расширяется.
После Революции
Одним из первых декретов победившей революции стал декрет о равенстве мужчин и женщин (1917 год). В первой Конституции РСФСР (1918 года) равенство женщин постулировано максимально широко.“
В законодательстве тех лет за женщиной закреплялись равные политические и экономические права, упрощалась процедура развода, легализировались гражданские браки и аборты. Праздник 8 марта стал днем женщин, победивших в «мужском мире».
В 1921-м году в стране победившей революции этот праздник получает официальную прописку и официальное признание.
Но социальная революция отнюдь не обернулась для России революционным облегчением быта. Последствия многолетней войны добавили новые проблемы, которые традиционно ложились именно на плечи женщин. Это, а также политика по секуляризации женщин от «домашнего рабства», привели к тому, что рождаемость в стране снизилась к 1930-м годам в 6 раз. Положение в сфере воспроизводства трудовых ресурсов стало осознаваться, как катастрофическое. Меняется государственная политика в отношении семьи. В 30-е годы дискриминируются брачные союзы, кроме легального брака, затрудняются разводы, криминализируются аборты, вводится раздельное обучение в школе, запрет на ряд профессий. Тело человека становится объектом государственного контроля.“
Меняется и смысл праздника. Он становится праздником материнства. Не просто матери, но матери-труженицы.
В этом виде он закрепляется в 1966-м году в качестве государственного праздника. То, что при этом на женщину ложится тройная нагрузка (работа, быт, обязанности матери) не обсуждалось. Не обсуждалось и то, что существующее положение дел ставило жесткие пределы для реализации женщины в публичном пространстве. Появившиеся в период войны женщины-руководители, вытесняются в первые мирные годы. При этом функции организации быта, оставаясь необходимыми, обладали низким социальным статусом. В отличие от США того времени, где статус домохозяйки подавался, как желанный идеал, в СССР он стигматизировался.
Риторика о равенстве входила в серьезное противоречие с реальностью. В условиях неустроенного, жестко контролируемого быта публичность для женщин становилась бременем.
Новая эпоха
Ситуация начинает меняться в 1970−80-е годы. Советский народ потихоньку отвоевывает у государства приватное пространство.“
Если Международное женское движение боролось за права в публичной сфере, то в СССР шел противоположный процесс борьбы за приватизацию собственного тела, собственной частной жизни.
В отличие от большей части «советских праздников», захваченных государством у населения, выхолощенных до неузнаваемости или так и не ставших праздниками, 8 марта развивалось в противоположном направлении. Из государственного праздника он превращается в домашний.
Именно поэтому 8 марта стал одним из немногих праздников СССР, перекочевавших в следующую эпоху, воспринимавшуюся, как возможность секуляризации себя из мира государства. Идеи борьбы за права женщин в публичном пространстве оказались оттеснены на периферию (может быть, в силу ущербности самого публичного пространства), а праздник превратился в некий аналог «дня влюбленных».
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции РБК.
...