Данная статья не о мужчинах и женщинах, а о власти: власти агрессивного, энергичного и бесстыдного меньшинства над расслабленным и растерянным большинством. Законодатель интеллектуальной моды американского истеблишмента, The New Yorker, открыл год статьей Dana Goodyear "Сможет ли Голливуд измениться?" В силу ее важности приводим материал в переводе Д.Петровского (спасибо Telegram!)
"Сможет ли Голливуд измениться?"
"Я называю это чисткой",— сказал мне друг, который работает в Голливуде, в первые дни пост-вайнштейновской эпохи. Диктор утренних новостей, светский лев и ведущий ток-шоу, гений мультипликации со своими ужасными футболками, непонятные художники, магнаты, иконы, "плохие парни" и "смешные мальчишки"— всех или уволили, или они сами ушли, ужасно извиняясь под градом общего порицания.
Эми Зиринг, документалистка, снимавшая серию фильмов о сексуальных домогательствах в армии и колледжах, а теперь снимающая еще один, уже про Голливуд (надо же, внезапно под него нашлось финансирование!) сказала мне, что до сих пор не может поверить в происходящее.
"В ноябре, заголовок об очередном обвинении в харассменте привлек мое внимание. На фото я увидела человека, которого знала по детской площадке: наши дети играли вместе. Это был Эндрю Крейсберг, редактор с Уорнер Бразерс. Комментарии под статьей были полны проклятий: говорили о замешанных в этом компаниях, о культуре замалчиваний, и о поведении Крейсберга, который обвинялся в том, что отпускал в адрес своих коллег-женщин уничижительные комментарии и создавал им некомфортные условия.
Крейсберг отрицает факты неподобающего поведения на работе, и утверждает, что комментарии под статьей писал от его имени кто-то другой. В любом случае, в конце месяца студия уволила его, обозначив причину как "стремление создать более безопасные рабочие условия". Брет Рэтнер, который также до последнего времени имел имел с Уорнер Бразерс близкие деловые отношения, отверг все обвинения в свой адрес и подал в суд иск о клевете против женщины, обвинившей его в насилии. Однако под давлением общественности он все равно закрыл все свои дела со студией. Вайнштейн, Кевин Спэйси и Дэвид Гуиллод также отрицали все обвинения. Все они понесли огромный профессиональный урон, а по делу некоторых из них полиция ведет расследование.
В ответ на не прекращающуюся череду обвинений, окружной прокурор Лос-Анджелеса создал специальный отдел по расследованию преступлений на сексуальной почве, а местная полиция подключила к делу пять пар детективов, включая специалистов по возобновлению закрытых дел.
Смесь ползущих слухов, страха и торжества кажется всепроникающей: нервные смс-ки с кучей отточий и восклицательных знаков, звонки бывшим коллегам, страничка Deadline Hollywood постоянно обновляется, открывая все новые обстоятельства.
В и так уже не слишком стабильный бизнесе появилась новая вводная: с кем теперь работать безопасно, а кто может вылететь уже завтра? (На Rotten Apples, недавно запущенном портале, можно найти базу данных всех фильмов и сериалов, в создании которых принимали участие лица, обвиненные в неподобающем поведении).
"Все хотят знать— кто следующий, и что будет потом. Уходят ли эти люди из игры навечно, дает ли это новые возможности женщинам, это временно или это навсегда?",— говорит топ-менеджер одного из телеканалов: "Это все преувеличенная реакция? Надо ли теперь буквально все двери делать из стекла? Никто не знает, как себя вести. Правила изменились".
"На заседаниях, в сценарных комнатах, на кастингах,—рассказывает бывший руководитель студии: "то, как люди здороваются, как обращаются друг к другу— все изменилось. Если вы не лучшие друзья, или у вас не умер родственник— никто больше не обнимается друг с другом. "Нежелательные объятия" фигурировали и в извинениях, принесенных Джоном Лассетером из Pixar, и, конечно, в подробностях его поведения, всплывших следом ("Он неподобающе вел себя с феями. Обнимал их слишком долго",— рассказал бывший топ-менеджер Pixar).
Кэти Шульман, оскароносный продюсер и президент правозащитной группы "женщины в кино", недавно сказала, что когда она заходит к мужчинам в офис и пытается закрыть за собой дверь, они всегда возражают: "За последние два месяца это случилось по меньшей мере 10 раз. И на всех собраниях они постоянно извиняются: "это прозвучало слишком гендерно-окрашено, я не хотел". Они путаются в языке, стараются избегать местоимений "он", "она". "Кто бы ни получил эту работу, он должен — то ест они должны— то есть она должна..."
В бизнесе, в котором мужчины исторически верховодили, бремя признания вдруг навалилось на женщин с угрожающей силой. "Все ходят на цыпочках,— рассказал мужчина-комедийный продюсер: "Ты же знаешь, я из хороших парней! Замолвишь за меня словечко, когда наступит матриархат?,— спрашивает он, пока мы стремительно переходим в ситуацию "дневника служанки" наоборот. Каждая телефонная конференция теперь предваряется обязательным спичем о том, как неправы опрессоры, о том, что время наконец-то пришло, и что если нам сейчас придется иметь дело с последствиями, то пусть так и будет— ибо это только малая часть того, что пережили женщины в свое время и т.д... Ассистенты, молодые и нередко женщины, ловят каждое слово. Никто не хочет оказаться по неверную сторону баррикад".
В некоторых компаниях вопрос "как дела"— уже больше не нейтральная прелюдия к беседе. "Полный отстой! — ответил мне один из недавно обвиненных в харассменте, когда я дозвонилась до него. Другой мужчина мрачно усмехнулся: "Прячусь под столом. Я думаю, за мной никаких грехов нет, но сейчас возможно все. Они сейчас копаются в делах пятидесятилетней давности". Он говорит, что если тебя в чем-то обвинят, у тебя больше нет возможности защитить себя. А как быть с не совсем понятными случаями? С замечаниями, ремарками, пропущенными во времена, когда они еще казались нормальными?
Среди проблем, которые заботят его сейчас— то, как люди смотрят на его ассистентку. Она молода, профессионально, недавно окончила колледж, и, увы, она женщина. "И я думаю, Господи, они же все смотрят на меня. Раньше они бы сказали: наверное, он с ней спит. Ну и что такого?". Теперь он боится, что сам факт того, что его ассистентка молодая женщина вызовет слухи, а они, в свою очередь, привлекут журналистов.
"Мужчины живут как евреи в Германии"— сказал он.
Раньше, у мужчин была железобетонная отмазка: "я алкоголик или сексуально зависимый, как раз прохожу лечение". И один из главных признаков того, что все изменилось- отмазка больше не работает. Ее сменила фраза, уже ставшая мемом- "нулевая толерантность". Кэйтлин Кеннеди, президент Lucasfilm, вела это понятие, когда объявляла о создании комиссии по проблемам харассмента и неравноправия.
"Нулевая толерантность" оставляет на поле боя огромные, призрачные дыры. Фотографии обвиняемых снимают со стен, их имена соскребают со зданий, на строительство которых они жертвовали деньги. Целые сцены переснимают с новыми актерами, онлайн-библиотеки редактируются, готовые фильмы кладутся на полку.
"Любая ассоциация с обвиняемым бросает тень"— рассказал один из следователей: "одна волна настигает другую, и то, что мы видим— это чистка в совершенно советском стиле".
"Все новые истории появляются в прессе, это подобно взрыву",- комментирует Шульман: "Очевидно, я как лидер женского движения, ни в коем случае не оправдываю эти преступления. Но то, что происходит сейчас— это вуайеристский тренд. Теперь одного обвинения достаточно, чтобы человека уволили и внесли в черные списки. А граница между настоящим преступлением и другими вещами, такими как свобода слова и просто плохое настроение стала слишком тонка. Я совершенно не хочу, чтобы мы оказались в ситуации, когда мужчине достаточно остаться с женщиной наедине и произнести одно-единственное слово— и сразу оказаться виноватым".
В эти дни, знаком особой добродетели стало отменять вечеринки, и жертвовать сэкономленные средства в поддержку жертв харассмента и сексуального насилия. Creative Artists Agency, агенство, которое упоминалось в Times как одна из важнейших шестеренок "машины укрывательств" в деле Вайнштейна, заявила о создании фонда — на деньги, изначально предназначенные для вечеринки в честь вручения "Золотых Глобусов". Они также оплатили работу горячей линии помощи жертвам сексуальных домогательств в офисе "Женщин в Кино".
Чтобы не показаться непросвещенными, компании теперь всеми силами стараются ставить женщин на руководящие позиции. Amazon, о слухам, рассматривает ряд кандидаток на пост Роя Прайса. Но заменить женщинами проштрафившихся мужчин- это только первый шаг. Настоящий прогресс будет достигнут, когда компании пересмотрят всю свою кадровую политику.
Кэйтрин Поуп, телевизионный топ-менеджер, которая настаивает на первоочередном рассмотрении кандидатур женщин и цветных на открывшиеся вакансии, говорит, что ситуация ужасная. Даже в компаниях, где женщины занимают ключевые посты, все равно есть целый слой белых мужчин, блокирующих их решения. "Студиям и телеканалам нужно более ответственно отнестись к пересмотру своих позиций более ответственно,— считает она: "Это как с пациентом, пульс которого затухает, и вернуть его к жизни может только шоковая терапия. Нам нужны экстраординарные меры".
Стэйси Л. Смит— преподаватель Анненбергской школы Журналистики и Связей при Университете Южной Калифорнии, специалист по гендерному равенству в индустрии развлечений. Многие годы она пытается заставить Голливуд принять гендерную версию "Правила Руни"- правила, принятого Национальной Футбольной Лигой, согласно которому ее члены обязаны преимущественно рассматривать кандидатуру "цветных" соискателей на позиции тренеров. В своих изысканиях, Смит обратила внимание на неравенство в распределении ролей (66,5 % - у мужчин). Больше семидесяти процентов сценаристов, и почти восемьдесят пять процентов режиссеров - мужчины.
Осенью, некоторые из самых влиятельных женщин индустрии устраивали секретные собрания, где обсуждали возможность извлечения выгод из текущей ситуации. В октябре некоторые ключевые фигуры движения, такие как Опра Уинфри, Шонда Раймс, Констанс Ву, Ава ДюВерни и Рейс Визерспун собирались в Creative Artists Agency, чтобы обсудить возможности дальнейшего преображения Голливуда. "Мы используем формулу Наоми Кляйн "капитализм катастроф" (по мнению Кляйн, кризисные ситуации в разных странах мира были использованы глобальными корпорациями для создания антидемократической корпоративной экономики— прим. пер.), когда приходит катастрофа, и капиталисты добывают прибыль из хаоса"— рассказала мне одна из участниц: "У нас будет феминизм катастроф. В создавшемся хаосе— как нам добиться структурных изменениях во всех институтах, так, чтобы когда хаос пройдет, все изменения остались на месте?".
Подобно тому, как это было в древнегреческой комедии "Лисистрата", современные женщины могут отлучить от бизнеса тех, кто не согласен играть по новым правилам. Нашим представлениям потребуется какое-то время, чтобы адаптироваться к новой норме.
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ