Матриархат в СССР
В СССР существовал матриархат, хотя об этом в газетах не объясняли.
Матриархат - это власть женщины, матери. Прежде всего в семье, но также и в обществе. Государство, общество, которое обеспечивает женщине такое положение, будет матриархальным.
Какие признаки, свойства матриархата? Они понятны из самого значения греческого слова, состоящего из двух частей: матир (мать) + архи (власть). Если в семье командует женщина, а мужчина подчиняется, то здесь матриархат. Это вопрос того, кто принимает решения, господствует, кто чувствует себя легко и вольготно; а кто исполняет, кого затюкали и сделали слугой-исполнителем. Для того, чтобы понять строй в стране, достаточно выйти на улицу и посмотреть: у кого согбённая фигура, кто тащит за кем сумки и т.п.
Существуют и достаточно чёткие определения, их этнографы вывели из наблюдений матриархальных обществ, наблюдаемых кое-где на планете. В статье "Матриархат" в Википедии достаточно подробно перечислены такие общества, найденные в Азии и Америке. Их можно сравнить с тем, что существует сейчас в бывшем СССР, что существовало тогда здесь, и сделать вывод, был ли в СССР матриархат. Нужно учитывать, что свойства в любом явлении (например, в болезни) проявляются индивидуально - с разной интенсивностью, в разных комбинациях; какие-то свойства проявляются сильнее, а другие мало выражены. Это и определяет индивидуальность каждого случая. Педанты не могут этого понять, потому часто можно встретить мнение, что если все до единого признаки матриархата не встретились, то это не он. Или же говорят, что матриархата в чистом виде не существует. А что в этом мире существует в чистом виде?
Признаки матриархата
1. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии. (Матрилинейность).
Это свойство объясняется характерным для матриархата промискуитетом, беспорядочными половыми связями, групповым браком, когда мать допускает к себе последовательно разных приходящих мужчин, и определить от какого мужчины ребёнок невозможно.
Что в СССР беспорядочные половые связи существовали и велась напряжённая половая жизнь как на работе, так и вне её - не большой секрет. Тот, кто жил в СССР, знает, что происходило, когда мужчины или женщины ездили в командировки, на турбазы, на курорты. Существует и более объективный показатель - одно из первых мест в мире по количеству абортов, ведь часть из них делалась вне брака, а аборту, как известно, предшествует половая связь. Пик абортов пришёлся в СССР на 1964 год, когда было учтено около 5,6 млн. абортов, сделанных в медучреждениях (см. сайт "Демография России").
Не все женщины склонны к откровенному разврату, но матриархальный строй сильнее и определяет их поведение. Существовал институт разводов - тот же групповой брак, только осуществляемый последовательно. При разводе (и это предусмотрено законом) связь между супругами не должна прерываться, бывший муж обязан участвовать в жизни материнской семьи (мать с ребёнком, в 99-90% случаев разводов ребёнка оставляли матери), поддерживать материально, участвовать в воспитании ребёнка. При этом мать была свободна и могла принимать других мужчин или вступить в следующий брак. Что это, как не групповой брак? Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.
Счёт происхождения по матери виден из норм Семейного кодекса, по которому факт рождения ребёнка и его происхождения следует единственно из факта родов в мед.учреждении, удостоверяемого медиками. Мужчина исключён, не случайно государство требовало проводить роды только в медучреждениях, куда муж не допускался (это объяснялось заботой о здоровье женщины; при матриархате вообще всё объясняется заботой о здоровье женщины).1 Вследствие этого отцом ребёнка считался муж данной роженицы, состоящий в официальном браке с ней. Его согласия на отцовство не требовалось (ведь могут быть случаи, когда ребёнок зачат от другого мужчины). Если женщина родила вне зарегистрированного брака (мать-одиночка, пользовалась привилегиями наподобие выделения квартиры вне очереди), то мать объявляет отца ребёнка, и тут особенно явно видно, от кого считалось происхождение (хотя и отец мог заявить о своём отцовстве). Внебрачный отец мог отказаться, и тогда закипала судебная тяжба или начиналось моральное давление, с привлечением общественности, парткома, месткома и т.д. Фамилия по мужу - дань прежним временам, формальность, призванная не раздражать мужчин, ввести их в приятное заблуждение относительно своего главенства в семье. Как известно, в матриархальном обществе Nair в штате Керала на юге Индии также фамилия ребёнка происходила не от фамилии матери, а от дяди матери.
Наконец, право матери на ребёнка отражается в факте передачи совместно зачатого ребёнка матери при разводе, игнорировании прав на ребёнка мужа. Согласно статистике (по разным источникам) от 90 до 99% разводов сопровождались передачей ребёнка матери. В докладе С.Ю.Рощина "Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин" приводятся данные микропереписи населения 1994 года в России: "Неполные семьи составляли 17% всех семей с детьми. Причем доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских – 10%".2
Наследование детьми имущества по материнской линии в СССР не могло состояться полностью, так как равенство полов в браке считалось важной целью государства. Эта цель служила основанием для постоянной борьбы за улучшение положения женщин и таким образом - для укрепления матриархата. Поэтому законом было установлено, что дети наследуют только половину имущества семьи по материнской линии.
2. Матрилокальность - проживание мужа в семье или доме жены, выбор места проживания семьи женой. Этот признак матриархата был выражен в СССР не ярко. В условиях переселения в города массы сельского населения многое зависело от жилищных условий и выделения квартиры предприятием. Но существовало такое понятие как идти в приймы, то есть жить в доме тёщи и жены. Выбор места проживания также часто определялся женой, например, когда молодые специалисты получали распределение и жена считала себя вправе требовать ехать в тот город, который нравился ей или оставаться в её городе рождения. При этом, конечно, жена считала себя важнее мужа. Если муж (или жених) не соглашался, помолвка или брак могли расстроиться - в СССР это было просто.
3. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.
То, что в СССР жена распоряжалась имуществом и доходами семьи - факт общеизвестный, все знали, что муж должен зарабатывать, а жена - тратить. Официально считалось, что право собственности на совместно нажитое имущество между супругами делилось поровну. Однако, границы этого раздела никто практически определить не мог вплоть до развода, при котором вдруг обнаруживались большие непонимания и споры между супругами относительно своей собственности. Доминирующее положение в семье и обществе женщины делали позицию мужа слишком слабой, и эта норма закона оставалась благим пожеланием, что не было секретом ни для кого.
Каким образом было достигнуто господство (доминирование) женщины? Для этого советское государство неутомимо работало начиная с 1917 года.
История матриархата в СССР
С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину - угнетателем. Товарищ Ленин В.И., руководитель нового государства, определял задачи женского движения (женское движение или feminine movement - это и есть феминизм, который буквально можно перевести как "женщизм") в речи на конференции феминисток. Он указал на сделанное властью для переворота в положении женщины.
"Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне."
(В. И. Ленин. "О задачах женского рабочего движения в Советской республике". Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)
Государство открыто объявило себя феминистским. На этой стадии речь идёт о равноправии полов, но это только начало.
Интересно сравнить большевистские заявления об угнетении женщин мужчинами в царской России со следующим отрывком из реалистического рассказа Скитальца "Кузнец" (1903 г.). В одном из эпизодов брат пришёл к женатому брату за обещанными курами из его курятника:
"... хозяин отворил дверь курятника.
- Хватай прямо с нашести! - сказал он добродушно.
Федор Иваныч исчез в курятнике, где тотчас же начался куриный переполох.
- Кто там? - раздался из окна звонкий голос.
- Бери скорее! - торопливо зашептал брат. - Проснулась, волк ее заешь!
Федор Иваныч разбойничал в курятнике. Куры отчаянно кудахтали и хлопали крыльями. Скоро он выскочил из низенькой двери, держа вниз головой в одной руке двух куриц, в другой - петуха.
Но толстая женщина в юбке, без кофты и босиком, уже шла из сеней к ним.
- Это что за разбой? - завопила она, всплеснув руками, увидев обоих братьев на месте преступления.
- Так что... куры вот... Федору... - робко бормотал муж.
- Куры! Куры! - передразнивала она его желчно. - Твои, что ли, куры-то? Я их сама выводила да сама кормила! Мое это добро, не дам никому! Ах ты, бардадым, бардадым! Рохля! Дурак!"
В советской литературе замалчивалось то многое, что делалось в царской России специально для женщин. Один из примеров: женское образование в дореволюционной России советская пропаганда умаляла и представляла отдельными, небольшими достижениями передовой интеллигенции в борьбе с реакционным царизмом. На самом деле на протяжении всего 19 столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство - государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце 19 века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали "освобождение женщин" с нуля... В "женском вопросе" больше мифов, чем правды. Но она, по-видимому, никого не интересует. Страдания женщин, если они и были, и тогда, как и сейчас, не превышали страданий мужчин, которые находились в худшем положении и подвергались большей эксплуатации, чем женщины... Существовали ограничения в избирательном праве... но о каких серьёзных выборах в монархии могла идти речь? Много ли потеряли женщины от отсутствия такого избирательного права?
Советская сегрегация полов, идеология создания привилегий одному из полов ведут происхождение из времён царской России. "Демонизация" мужского пола, перманентная презумпция виновности его - также оттуда. Он доминирует - зверь, смирить его; над ним доминируют - сам виноват, зачем послушался и смирился; его бьют по щеке - он должен подставить другую; бьют по щеке женщину или государство - он должен подставить свою третью щёку вместо них. Смирять свою природу (порочную и зверскую) - и быть достаточно сильным, чтобы выдерживать нагрузки, которые на него изволят навалить. В глазах некоторых мужчина отвечает за всё и всегда виноват...
Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР:
"Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".
Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело.
Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально. Была создана огромная система охраны здоровья женщин, система акушерско-гинекологических учреждений и т.п. (она существует и поныне). Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом (Статья 135 Конституции СССР), равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, женотделы в составе парторганов в областях и городах, мужских организаций не было, что само по себе уже было дискриминацией мужчин.
8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"".
К началу Великой Отечественной войны половая сегрегация пустила настолько глубокие корни в советском обществе, что апартеидное мышление советских женщин позволило одной из художниц создать патриотический плакат "Фашизм - злейший враг женщин". Это происходило в годы Войны, когда, казалось бы, должно было произойти единение всего народа. Невозможно представить плакат с названием "Фашизм - злейший враг мужчин"...
Следующий, главный этап матриархата СССР, начался с 1955 года, об этом сказано далее.
Характеристика матриархата в СССР, его признаки
• Положение в семье и с абортами
Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 - 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. "Об отмене запрещения абортов", который оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства." (так оценивает Указ книга "Здоровье женщины" под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство "Медицина", Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось. Это изменило роли полов в семье, что не могло не вызвать последствия для общества в целом. Свобода абортов по желанию женщины освободила женщину, раскрепостила её как индивидуума. Теперь женщины могли не бояться последствий своего вольного поведения с мужиками - всё будет шито-крыто и возиться с детьми не придётся, а также не придётся давать объяснения родственникам и мужу, откуда начал расти живот у школьницы или у жены, когда муж был в длительной командировке или вследствие ссор не жил с женой половой жизнью уже несколько месяцев. Таким образом утвердился один из фундаментальных признаков матриархата - свободный групповой брак. Не случайно женщины очень ценят свободу абортов и всячески отстаивают её.
Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом. Закон об абортах обнажил безмерное лицемерие государства, цену его беспредельной заботе об охране детства. В семьях со слабым отцом, а такими стали все славянские семьи, мальчик вырастал не таким, каким мог бы быть в семье с авторитетным отцом-главой семьи. В обществе начались жалобы, что "мужчины теперь не те". Распространилось такое явление как подкаблучник. Мужчины феминизировались, то есть лишались своих половых особенностей, делались похожими на женщин и удобными для женщин. На славянских мужчин, вполне обоснованно, стали свысока смотреть мужчины кавказских народов, которые не подчинялись и сохраняли своё традиционное и естественное положение несмотря на атаки советского государства.
В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Видна также противоположность между беременной женщиной и всеми, кто ранее мог препятствовать аборту (муж, родственники, общественность), иначе государству не пришлось бы принимать специальный закон, отменявший прежние ограничения для женщины и обуславливавший аборт только желанием женщины его сделать. В этом конфликте, затрагивающем напрямую женщину, её мужа (его репродуктивное здоровье, смысл его существования в семье - ребёнок ведь и его) - господствует несомненно женщина, своим единоличным решением об аборте определяя судьбу как мужа, так и ребёнка, и указывая на их подчинённое место. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью - она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это - явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным.
Женщина в семье определяла количество детей, которое в семье будет (обычно 1-2), муж влияния в этом вопросе также не имел (не только вследствие авторитета женщины в семье, но и элементарно вследствие того же аборта). Можно сказать, что женщина планировала семью, "регулировала размер семьи", по выражению Е.А.Садвокасовой, а мужчина из процесса этого планирования был исключён, имел в лучшем случае право совещательного голоса (по усмотрению супруги) и был исполнителем. Законы СССР о семье прямо принуждали мужчину заботиться о семье, требовали его ответственности перед семьёй. И если это семья, где основные решения принимает жена, то такие требования государства становились просто требованиями быть усердным исполнителем.3
Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами - медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья... Но не во всех странах делают вид, что аборты - не слишком значительный вопрос. В некоторых западно-европейских странах вопросы абортов решаются на общенародных референдумах. Так в Испании в 1999 году народ на референдуме провалил попытки властей ввести в стране свободу абортов. В скором времени в Испании опять будет проводиться референдум по этому вопросу.
Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни - от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего - неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо "равнее" мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал "Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства". В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов "отец" и "мужчина". Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов.
Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману "12 стульев", в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)
• Дискриминация мужчин и привилегии женщинам
Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Отношения между полами при матриархате или патриархате - это отношения господства и подчинения. Определение строя - это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны.
Из-за ограниченных размеров статьи на разборе вопросов дискриминации мужчин в СССР подробно останавливаться не будем. Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация проявлялась на производстве (Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин, существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка). Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она - мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции "слабого" и "сильного" пола.
Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).4
• Изнасилования
В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной - суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют...
Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами.
Чтобы понять всю специфику темы, перенесёмся в те годы, в середину 1960х. Вчитаемся в один из эпизодов "Созвездия Козлотура" Ф.Искандера, когда герой повести оказался ночью на безлюдном берегу моря в парке возле одного из курортных посёлков в Абхазии. Здесь он встретил сидящую на скамеечке парочку. Утром он попал в местное отделение милиции - и тут его поджидала парочка, уже другая. Девушку и юношу задержали в 4 часа утра бродящими в потёмках по парку и привели в отделение, где устанавливали личность во избежание возможных осложнений. Какие могли быть осложнения, объяснил милиционер: "Имеются факты изнасилования... Чересчур учёная, а скромности не хватает... Обижаются за профилактику, а потом сами прибегают и жалуются: "Изнасиловал! Ограбил!" Кто - не знает, где прописан - никакого представления. Как с ним познакомилась? Молчит". В то время, как и сейчас, девушке было допустимо гулять со случайным встречным ночь напролёт и считать, что в такой ситуации вообще может идти речь об изнасиловании. Так же считало и государство. Грань между половым актом и изнасилованием не различима, стёрта. С тем же успехом можно добровольно ложиться в постель с незнакомым мужчиной и наутро обвинять его в изнасиловании. Для женщины не существует никакой ответственности за своё поведение, но мужчина потенциально во всём виноват, любой половой акт для него под запретом, так как может быть истолкован против него. Эпизод в повести закончился тем, что милиционер отослал парня за его паспортом. Эта ситуация героями повести воспринимается как логичная и нормальная. Никакого изнасилования не было, но парня уже можно взять на контроль. Курорт!..
Ещё один аспект неравноправного положения мужчины, который виден в связи с делами об изнасилованиях, - это отсутствие у мужчины свободы поведения в ухаживании и в половом акте, при том что такая свобода гарантировалась женщине. Женщина могла вести себя как угодно, не обращая внимания на то, что её поведение могло провоцировать (или возбуждать) мужчину. Мужчина должен был вести себя контролируемо и послушно воле женщины. Так, он, считалось, должен был в любой момент остановиться, если женщина передумала (или сказала потом на суде, что передумала - а доказать это невозможно, хотя для такого "суда", стоявшего на стороне женщины, доказательства и не нужны). Никто не брал во внимание естественные психические состояния, которые возникают в процессе половых отношений, фрустрацию (чувство глубокой, непереносимой досады), угроза одного возникновения которой естественным образом препятствует организму остановить отношения после прохождения определённой точки невозврата этих отношений. Фрустрацию у мужчины во внимание не брали, но прекрасно знали, что такое явление существует. Из популярных статей на половую тему в советской прессе можно было узнать, что тот мужчина, который довёл женщину ласками до полового возбуждения, а потом вдруг охладел и отказался от продолжения полового акта - психологический садист, так как у женщины в результате неудовлетворения желания возникает тяжёлое состояние, расстройства в организме, спазмы и т.д. Мужчин всячески предостерегали от нанесения таких травм женщине. Но женщин от нанесения таких травм мужчине не предостерегали, а наоборот, самому мужчине вменяли в обязанность наносить себе такие травмы, если это понадобится в соответствии с
(не)желаниями женщины. В противном случае его могла ждать кара по всей строгости закона об изнасилованиях. Мужчина должен был: а) удовлетворять женщину в любом случае, если она была настроена на завершение до конца половых отношений с мужчиной, б) остановиться, не взирая на свои чувства и потребности, если женщина не была настроена. Таким образом в процессе половых отношений и самого акта женщина полностью контролировала мужчину. По крайней мере, государство делало всё возможное, чтоб было так.
Советским людям, в особенности ответственным работникам - государственным, партийным - было известно, что если в кабинет входит женщина и предстоит скандальный разговор, нужно оставлять дверь кабинета открытой. Это было опытным путём найденное противоядие против случаев, когда женщина, видя, что её требования по важному для неё вопросу не удовлетворяются должностным лицом, могла устроить скандал и обвинить должностное лицо в домогательствах и попытке изнасилования (с имитацией улик таких как разодранная одежда и т.п.). При открытой двери кабинета возможность такого развития событий резко уменьшалась - все проходящие по коридору (или находящиеся в приёмной) могли слышать и видеть, что происходит в кабинете, и при необходимости удостоверить, что хозяин кабинета ничего недозволенного не делал. Кроме того, сама открытость двери оказывала благоприятное терапевтическое действие на психику потенциальной скандалистки (а посетители бывают разные, и заранее не известно, что у кого на уме). Так же категорически мужчинам не рекомендовалось закрывать двери гостиничного номера, когда входит женщина, например, горничная.
Смысл открывания двери заключался в том, чтобы не допустить интимной обстановки (интимность значит "быть наедине"), которая могла быть использована женщинами против мужчин десятками способов. Быть наедине с женщинами при матриархате для мужчин противопоказано, а открытые двери лишали обстановку интимности, делали её публичной и тем самым лишали женские козни силы.
Некоторые случаи скандалов, которые происходят в учреждениях, попадают на страницы газет. Так, 29.03.2007 газета "Труд" поведала о тяжёлой ситуации в одном из санаториев Самары. Там происходит бурный и затяжной конфликт между одной из сотрудниц и начальником. Для нашей темы в нём интересно то, что женщина нанесла побои мужчине-начальнику в кабинете (побои подтверждены экспертизой, дело было доведено до суда), а свои действия объясняла сексуальным домогательством начальника или требованием взятки за желаемую женщиной командировку на курсы повышения квалификации.
Случай якобы изнасилования 18-летней "Мисс Черная Америка" Дезире Вашингтон в 1991 году боксёром Майком Тайсоном излагают таким образом (Любовь Гранкина, "ФАКТЫ"). С "мисс" знаменитый боксёр познакомился на вечеринке, метрдотель видел, как парочка затем поднялась в гостиничный номер, добровольно. В этот же день от темнокожей красавицы в полицию поступило заявление, в котором она обвиняла Тайсона в изнасиловании. Боксер отрицал, но через пол года его осудили, приговорив к 6 годам лишения свободы, из которых он отсидел 3. Боксёр продолжает утверждать, что осуждён невинно, что Вашингтон руководила корысть. К слушаниям в суде не допустили свидетелей, которые были готовы пролить свет на обстоятельства этого дела. Американский юрист и правозащитник Алан Дершовиц выпустил книгу "Америка в суде. Изнанка судебных процессов, изменивших нашу страну", в которой приводит многочисленные факты процессуальных ошибок и дачи ложных показаний потерпевшей и её родственниками. Дезире Вашингтон призналась, что сначала сама заигрывала с Майком и хотела с ним "переспать", но в последний момент передумала. Уговорить Тайсона оставить её в покое ей не удалось. Существует широкая сеть женских организаций, раскинутая по многим странам, которая не оставляет Тайсона без "опеки" и по сей день. Когда боксёр хотел на некоторое время перебраться жить в Австралию по приглашению своего тренера представительницы "Центра противодействия сексуальному насилию" устроили демонстрацию протеста и обратились к властям с требованием запретить Тайсону въезд. Ему запретили. Феминистки протестовали также против его появления на музыкальном фестивале в Сан-Ремо в 2005 году. Однако власти Италии, в отличие от США и Австралии, под контролем феминизма, по-видимому, не находятся, и требование феминисток было отвергнуто. Вероятно, с помощью дела Тайсона международный феминизм пытался показать своё могущество и влияние и использовал отработанный механизм обвинений в изнасилованиях. В случае Тайсона видны типичные черты подобных судилищ - невозможность доказать добровольность или недобровольность сношения, которое происходило без свидетелей; "жертва" добровольно создаёт интимную ситуацию (заходит в нумера с мужчиной), а затем объявляет о принуждении к сношению; приговор основан на мыслях "жертвы", вернее, на их перемене (решила отказаться от сношения), как будто мысли могут отменить логику предшествовавших действий, которым были свидетели, в то время как не было свидетелей перемен мыслей.
Статья "изнасилование" - статья, направленная исключительно против мужчин ("Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста."). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали.5 Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством - ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери.
• Как понимали равенство полов и разницу между полами
Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии - женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе.
С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.
Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия - вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины - сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины - слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата - а это, конечно, стоит любой другой логики.
На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов - не слишком ли много "достижений" получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой "застоя"... Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж - 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.
• Культ матери
При матриархате существует культ матери, так же как при патриархате - культ отца. В СССР был культ матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в гос.пропаганде. Например, в книге "Здоровье женщины": "Человек появился на свет. Первое лицо, которое склонилось над ним, - лицо матери. Первое слово, которое он произносит, - слово "мама". Это слово он произносит и в час опасности, и в последнюю минуту жизни."
Сравнительно с библией ("В начале было слово, и слово было бог") в библии о боге сказано скромнее - бог был только в начале всего, а в советском культе матери она (и слово "мать") была и в начале, и в конце всего. Мужчины и женщины полностью восприняли культ, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни. Говорят, что в СССР не было места религии... Но в СССР были свои символы веры, как и в христианстве: там - Христос и Дева Мария, тут - Коммунизм и Матерь-женщина.
Характерен следующий эпизод из сцены суда в повести Сергея Каледина "Стройбат", написанной в брежневскую эпоху, и аргументация адвокатессы:
"... прокурор засел за левый стол, пару раз привстал и наконец утвердился обстоятельно. Маленькая лёгонькая адвокатесса порхнула за правый стол... Пока главный судья говорил своё, адвокатесса достала из сумочки косметичку, зеркальце опёрла о сумочку, стала подводить губы... Хрупенькая адвокатесса проверещала, что подсудимые молоды, а матери их ждут, она просит суд о снисхождении... Садясь на место, она взглянула на часы и нетерпеливо забарабанила пальчиком по столу."
Как видим, вся защита адвоката сводилась к просьбе о снисхождении на основании того, что матери ждут. Отцов никто не вспоминал. И это не преувеличение, это всего лишь художественное отражение реальности.
В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время п
В проблеме абортов мы уже видели глубокое противоречие между матерью и ребёнком. Картина рождаемости в СССР также не указывала на какие-либо проявления особенно глубокой любви женщины к детям - женщины рожали мало детей, чаще всего в городской семье были один или два ребёнка. Если бы женщины любили детей так, как о том твердила советская пропаганда, они бы рожали как можно больше, с десяток, детей и не делали аборты. Несмотря на то, что женщин призывали рожать больше, что женщинам было известно мнение советских педагогов о значительных трудностях, которые будут сопровождать семью с одним ребёнком, о проблемах человека, который был единственным ребёнком в семье, которые будут сказываться на протяжении его жизни, женщины в своём эгоизме зачастую ограничивались минимумом (1 ребёнок), дающим им почётное звание матери. Вероятно, они любили детей. Но не больше, чем остальные вещи - телевизор, дефицитные югославские сапоги и т.п. По крайней мере, жертвовать своим комфортом ради стирки пелёнок на всё новых и новых детей они не желали. (Как уже было выше показано, планированием семьи в СССР занимались женщины единолично, муж не имел возможности повлиять на жену и заставить её родить против её желания; хотя это, конечно, большое достижение демократии и прав человека). Таким образом, низкое количество детей в советской семье также указывает на противоречие между материнством и детством; число детей матери ограничивали до возможного минимума. Каковы бы ни были причины такого явления (о них спорят), ясно, что в СССР не было объективных оснований для культа Матери, для столь прочной ассоциации в общественном сознании, законодательстве и политике понятий семья, материнство и детство.
С культом матери можно связать появление гигантских статуй женщин в священных местах - мемориалах, посвящённых победе над Западом и фашизмом - там, где ещё совсем недавно центральное место занимала мужская статуя. Скульптуры женщины с мечом (Родины-матери) появились в мемориалах в СССР в 1960-70е годы, ранее в мемориалах центральное место занимала мужская скульптура. И это было оправдано хотя бы потому, что на войне сражались и добывали победу мужчины, не женщины. Пример мемориала с центральной мужской фигурой - памятник-ансамбль "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине (1949). Пример мемориала с центральной женской фигурой - "Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане" (1961-1967). Центральной фигурой его является уже не солдат, а Мать-Родина - огромная 52-метровая скульптура с мечом, являющаяся смысловым центром композиции. Ещё один, столь же грандиозный мемориал, был открыт в 1981 году в Киеве: "Мемориальный комплекс "Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."" Центральное место там также занимает женская статуя с мечом, выполненная из блестящего металла, ещё более высокая - 62 метров высоты. Установленная на берегу Днепра, она возвышается и над городом, и над тёмными, скорченными в мучительных позах скульптурами и рельефами мужчин-солдат у её подножия. Авторами всех трёх скульптурных ансамблей являются одни и те же люди: скульптор Е. Вучетич, архитектор Я. Белопольский (Белопольский - кроме последнего проекта). Авторы одни, а какая разница в замысле! Нужно учитывать, что такие проекты утверждаются и согласовываются с руководством страны, никакого художественного произвола в них быть не могло. В общественном сознании произошла замена главенствующей фигуры с мужской на женскую. Мужчина-герой, этот талантливый скромный труженик и заботливый отец, оттесняется куда-то на задний план, на служебную роль. На переднем плане - женщина, как олицетворение всего: материнства, победы, мира, воинственности, защиты, незыблемости основ, страны. Наверное, коммунистическая партия решила просто удалить мужчину-народ с центрального места и поместить на него себя в героическом виде полуголой амазонки. Ассоциация партии с женщиной имеет смысл, так как она направляла и заставляла народ продуктивно трудиться на общее благо, благо большой семьи советских народов (это, кстати, официальное сравнение той поры), оставаясь в более лучшем положении, не особенно потея и надрываясь, так же, как направляла женщина мужчину на уровне обыденной жизни в семье.
В 1965 году женский день 8 марта впервые был объявлен нерабочим. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. давал следующее обоснование: "В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир". Дата выхода указа - 8 мая, накануне дня Победы. Объявлять мужской день выходным никогда не считали нужным. По-видимому, заслуги мужчин были не так велики, как женские.
""Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова - Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова - нестарая узбечка в лиловом платье - медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: "Теперь пойду на заседание Президиума - расстреливать и миловать". Тогда я еще думал, что радость ее - всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея."
(Восленский М.С. Номенклатура. - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991., стр.287)
Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная - через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь.
Как номенклатура тасовала свою колоду - не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине. Занятие или незанятие женщинами высших постов в государстве не является необходимым признаком матриархата. В азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция) женщины-главы государства существуют одновременно с патриархальным обществом. И наоборот, страна с главой-мужчиной может быть матриархальной. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился "мальчиком на побегушках" у жены).
Выводы
Развитое советское общество было обществом развитого матриархата. Установление матриархата как государственного строя является высшей фазой того движения, которое поначалу называется феминизм и эмансипация женщин. Для своих целей феминизм широко использует лозунги "равенства прав", применяемые цинично, лицемерно и догматично. Можно сказать, что технология укрепления матриархата в СССР заключалась в постоянном декларировании необходимости улучшения положения женщин в сравнении с мужским, безотносительно к уже существующему реально (более лучшему, чем мужское) положению женщин в обществе. Также по этой технологии положение женщин в обществе рассматривается не в комплексе, а разбивается на отдельные частности (бытовые проблемы, проблемы избирательного права, охраны труда и т.п). Та же технология действует и в наши дни. С её помощью матриархат надеется достичь ещё больших зияющих высот. И не случайно, что постоянное демонстративное и лицемерное нахождение женского пола в позе пола якобы "униженного и оскорблённого", нуждающегося в защите и улучшении положения - характерная черта матриархата. Другой чертой феминизма, пришедшего к государственной власти, является паническое избегание употребления слов феминизм и матриархат. В СССР этих слов нельзя было услышать. Они вышли из употребления вскоре после прихода феминизма к власти в 1917 году. Прекратились всякие дискуссии на эту тему. Матриархат вскользь упоминался только на уроках истории в отношении первобытнообщинного общества, был отнесён на сотни тысяч лет назад, подальше от греха. Способность матриархата существовать в современном обществе отрицается и поныне. Учёные ищут матриархат где угодно - в Африке, на островах Тихого океана - но только не у себя под носом. Нет согласия у учёных и в отношении признаков и определения матриархата. Некоторые вообще отрицают возможность существования матриархата когда-либо в человеческой истории.
Ведущую роль в укреплении матриархата в СССР играли высокопоставленные мужчины-законодатели, коих в руководстве советского государства было большинство по сравнению с женским представительством.6
Примечания
1 Выписка жены из роддома происходила примерно на 5-й день после родов. До выписки муж мог общаться с роженицей со двора больницы, издали громко и отчётливо, чтоб было слышно на большое расстояние, крича в окно и показывая жестами.
2 Если в России дети живут с отцом в неполных семьях только в 10% случаев, то в США, согласно данным бюро переписи населения, в 2000 году отцовских неполных семей было 22% от числа всех неполных семей. Это видно из следующих данных:
7.2% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 7.6 миллиона домохозяйств, были материнскими (без мужа);
2.1% из всех домохозяйств с детьми возрастом до 18 лет, или 2.2 миллиона домохозяйств, были отцовскими (без жены).
В идеальном случае полного равенства прав полов этот показатель должен бы равняться примерно 50%.
В Чехии суды отдают детей матерям при разводе супругов в 90% случаев (данные Радио "Прага").
3 Ещё в 1919 году в программе РКПб указывалось, что большевистская партия не будет ограничиваться формальным законодательным признанием равноправия женщин, а будет стремиться к большему - освободить женщину от домашнего труда, от быта, вовлечь её во все сферы нового общества. В отношении мужчин партия помалкивала. Знала партия, что если освободить женщину от домашнего труда, то этот труд придётся на кого-то переложить - и этот кто-то автоматически остаётся мужчина. Не удивительно, что вскоре мужчина стал исполнителем и дом. работником под началом у жены (от основной работы на предприятии или в учреждении его никто не освобождал, естественно). Всё логично. Вот только рожать он так и не научился... Если до революции 1917 г. в стране было только 10% женщин-врачей, то в 1968 г. стало только 28% мужчин-врачей. Можно долго перечислять плоды усилий по перемене ролей полов в стране...
4 ЛТП - лечебно-трудовой профилакторий, располагался вблизи индустриальных предприятий. Лечение состояло в том, что "пациент" определялся на работу на предприятие с тяжёлым физическим трудом, где не хватало рабочих рук, например, на машиностроительный завод у станка, а в остальное время обязан был находиться в "профилактории", здании типа обычного заводского общежития, где ему давали лекарства и где за ним наблюдали женщины-сотрудницы этого заведения. Мужчины, содержавшиеся в ЛТП, не были опустившимися бомжами, а были вполне нормальными мужчинами, только сломленными советской жизнью и женами и дошедшими до пьянства.
По сей день тема алкоголизма служит для диффамации мужского пола и объяснения его повышенной смертности. Связывая воедино мужчин, их (якобы) массовый алкоголизм, их раннюю смертность, противники мужчин по сути дела объявляют мужчин неполноценными по сравнению с женщинами, которые (якобы) не склонны к пьянству, и приписывают повышенную смертность мужчин этой их неполноценности. Так фашисты и английские колонизаторы-расисты объявляли отдельные расы неполноценными и на этом основании отказывали им в праве на (полноценное) существование. Не важно, что пьянство существует не только среди мужчин, но и среди женщин (но женщины чаще всего пьют тихо, не афишируя своё пристрастие, а потому о них и не говорят); что само понятие самогоноварения в народном сознании, и в опыте участковых милиционеров, прочно связано с женским полом (употребляется слово "самогонщица", но не услышишь слова "самогонщик"); что кроме алкоголизма существует много иных факторов, влияющих на продолжительность жизни (психологическое давление в семье и обществе, режим труда и отдыха, условия питания и гигиены, медобслуживание и мн.др.); что давно оглашена статистика выпиваемых в год литров спиртного на душу населения в разных странах (и россияне стоят далеко не на первом месте). Наконец, известно, что пьянство - это социальное явление, и истоки его нужно искать в условиях жизни, созданных для определённых групп людей. Но всё это оказывается не важным: ведь сведя проблему разной продолжительности жизни полов в стране к теме мужского алкоголизма, можно ни о чём более не беспокоиться - "отмазка" найдена, мужчины сами виноваты.
5 С несколькими рабочими, посланными в командировку на уральский завод, произошёл такой случай. Их поселили в рабочем общежитии в одну комнату. Общежитие было полупустое, в плохом состоянии, и нравы его немногих обитателей - в таком же. Однако, пострадали рабочие не от обитателей общаги, а от местных работниц, живших в городе. В гости к командировочным мужчинам напросилась группа девиц-работниц их цеха во главе с секретаршей комсомольской организации, тоже рабочей. В комнате рабочих начался такой разгул, девицы произвели такое дикое впечатление, что рабочие решили их больше не пускать. Но на следующий вечер они пришли снова и стали требовать открыть дверь комнаты. Рабочие изнутри отвечали отказом. Тогда распалённые женщины, недовольные отказом, стали выламывать дверь и бились в неё как взбешённые кобылицы, причём руководила штурмом и усердствовала больше всех начальница-комсомолка. За окном трещали уральские морозы и завывала метель, а в комнате трещала дверь и за дверью выли и бесновались злобные фурии. Мужчины не надеялись целыми вырваться из этой западни... Женщины могли чувствовать себя в полной безнаказанности. Назад в текст
6 Государство Израиль а также иные еврейские общины, основанные на ортодоксальном и консервативном Иудаизме и законе Халаха (Halakha), - примеры матриархальных современных обществ (наряду с СССР и постсоветскими странами). В них открыто признана матрилинейность, и её не нужно доказывать и анализировать. Подробнее об этом - в статье Who is a Jew в Wikipedia или вкратце в русской статье "Матриархат" Википедии.
Замечание редакции к п. 6 примечаний:
очевидно, автор стал жертвой одного из распространенных заблуждений, связанных с некоторыми аспектами еврейской традиции. На самом деле никакой матрилинейности у евреев нет и никогда не было. Наоборот, род всегда велся исключительно по отцу, имя человека формируется с указанием отчества, принадлежность к коленам Леви и Коэн передается по отцу и т.д. То, что часто ошибочно толкуется как матрилинейность у евреев, есть Закон Галахи, который определяет принадлежность к еврейскому народу по матери, в тех ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях, когда ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ не является евреем. Закон был введен в древние времена гонений евреев и многочисленных случаев изнасилований евреек инородцами для причисления детей, рожденных еврейками от неевреев, к еврейской общине.
Фраза "Наследование не по отцовской, а по материнской линии до сих пор принято у евреев" в статье "Матрилинейность" Wikipedia является грубой ошибкой.
Источник matriarhat-v-sssr.narod.ru
|